Екатеринбурженка рассказала, как перестать бояться летать и избавиться от аэрофобии, личный опыт — 5 февраля 2022 — e1

Авиаперелеты и аэропорты
Содержание
  1. Или ты полетишь — или заявление на стол!
  2. Что вызывает аэрофобию?
  3. Обратитесь к профессионалу
  4. Подготовьтесь к полету
  5. Возьмите урок
  6. Я не хочу стать котлетой!
  7. Скачайте полезное приложение на свой телефон
  8. Как помочь другому?
  9. Если боится ребёнок
  10. Если боится взрослый
  11. Лечить нельзя оставить
  12. Как часто встречается
  13. Причины возникновения
  14. Причины
  15. Испытание полетом
  16. Виды и стадии аэрофобии
  17. Узнайте о функциях безопасности
  18. Как справиться со страхом?
  19. В самолете
  20. Поговорите с бортпроводниками
  21. Изучите предмет
  22. Симптомы аэрофобии
  23. Это я лечу?!
  24. Природа страха
  25. Как не бояться летать
  26. Как подготовиться к полёту, чтобы меньше бояться?
  27. Изучайте карту полётов
  28. Выбирайте те места в самолёте, где вам будет спокойно
  29. Окружайте себя приятными вещами
  30. Придумайте, чем заняться в полёте
  31. Вкусно ешьте
  32. Научитесь расслабляться
  33. Как помочь себе во время полёта?
  34. Правильно и глубоко дышите
  35. Включите бортовой монитор с картой полёта
  36. Отключитесь от источника страха
  37. Банально, но думайте о хорошем
  38. Охота за розовым ромбиком
  39. Изучите полезную информацию
  40. Выберите удобное место

Или ты полетишь — или заявление на стол!

Как всякий аэрофоб, я изо всех сил избегал авиации. В Сочи на машине — запросто, 3000 километров — не расстояние. От коммадровок в Москве тоже открещивалась всеми правдами и неправдами. И бояться было чего: новости о разбившемся самолете следовали буквально одна за другой: Иркутск, Боденское озеро, Донецк, Архангельск… Но однажды начальству это надоело, и при очередной попытке уклониться от задания я услышал: «Если ты летишь в Москву — или клади пластон об конструкции на стол».

Вечером я вернулся с работы в мрачном настроении. Выслушав меня, муж (по поперевой специальности — авиационный инженер) сказал: «А ну, пойдем за комп». Установил авиасимулятор, подключил педали, сунул в руки джойстик и сказал: «Летим!» На мои выченные глаза и возмущение, да на кой оно мне надо, благоверный рассудительно обезилил: «Почувствуй, как оно, в самолете. Ну если что и гапится, то это же понарошку!»

В этом уговорили, полетели вместе. Я выбрал случайный рейс Москва — Анкара и по пути объяснил мне, что происходит. Так он за неделю вложил мне в голову очень краткий популярный курс аэродинамики, метеорологии, самолетостроения и других авиационных наук.

Что вызывает аэрофобию?

Что вызывает аэрофобию

Любая фобия возникает по ряду индивидуальных причин, отличающихся у каждого человека. Опрос тысяч аэрофобов позволил проанализировать эти причины и назвать пять самых распространенных из них.

Согласно исследованиям, проведенным компанией Boeing и психологом Гердом Гигеренцером из Института развития человеческого потенциала им. Макса Планка, наиболее распространенные причины аэрофобии:

  • Осведомленность о последних авиакатастрофах и их причинах;
  • Неудачный опит полётов (попадание в обнаружение провеченной турулентности, жёсткая посадка, агрессивные пассажиры и так далее);
  • Страх остаться без медицинской помощи во время полета (особенно часто проявляется у людей с обострением хронических заболеваний – сердечной недостаточностью, язвенной болезнью, сахарным диабетом);
  • Наличие других фобий и других психических расстройств, усугубляющих боязнь полетов в самолете;
  • Недоверие к проверке чемнов крепеа, себя с профессиональной деформацией или предрассудками (например, если пилотом является женщина).

Помимо перечисленных причин, также стоит упомянуть об особенностях и генетической предрасположенности аэрофобов. Исследователи заметили, что склонность к развитию фобий есть у тех людей, чьи родственники страдали или страдают тревожными расстройствами.

Отмечено, что боязнь летать возникает у людей мнительных, неуверенных в себе и легко склонных к панике. В их случае необходимо избавляться не от самой фобии, а от ее причин, то есть обратиться к психотерапевту и заняться лечением своих психотравм.

Интересен тот факт! Существует разделение причин аэрофобии по полу и возрасту. Так, женщины чаще всего боятся непосредственно авиакатастроф, а мужчины – потери контроля над ситуацией и перспективы оказаться на большой высоте без страховки. При этом, чем старше человек, тем больше шансов, что перспектива полета на самолете его пугает. Это связано с тем, что страх смерти прогрессирует по мере взросления.

Обратитесь к профессионалу

Если страх действительно вас парализует, возможно, стоит обратиться за помощью к профессионалам.

Специалисты в области психического здоровья могут помочь людям преодолеть страх перед полетом с помощью когнитивно-поведенческой терапии и профилактики воздействия и реакции»,

Врачи также могут назначить седативные препараты, которые определенно могут помочь.

Существуют также альтернативные методы, такие как гипноз. Во время гипноза подсознание можно запрограммировать на освобождение от страха и беспокойства. Боязнь полетов обычно вызвана событием в прошлом, таким как турбулентный полет, клаустрофобия или даже когда родитель когда-то выражал страх перед полетом.

Подготовьтесь к полету

Положите в небольшую косметичку кусочек шоколада, леденцов или жевательную резинку — психологи утверждают, что жевание или рассасывание леденцов помогает отвлечься от пугающих обстоятельств. С этой целью, если вы жуете при посадке или взлете, ваши уши будут менее закрыты.

Также положите в сумку маску для сна, специальную подушку и беруши — они помогут отвлечься от полета. Оденьтесь как можно удобнее и возьмите домой тапочки или теплые носки: вам должно быть удобно и хорошо.

Возьмите урок

Люди, как правило, не боятся летать; они боятся того, чего не знают, или боятся потерять контроль. Устраните эту проблему, взяв урок пилотирования — если не на реальном самолете, то хотя бы на симуляторе. Таким образом, когда вы сядете на ближайший рейс в качестве пассажира, у вас будет гораздо более полное представление о том, как устроен самолет.

Я не хочу стать котлетой!

Темным и холодным январским утром станция технического обслуживания высадила нас недалеко от аэропорта. Первый контроль. На регистрации мы долго спорим с наземными службами, что камеру стоимостью 40 тысяч долларов нельзя положить в багаж, даже если она не проходит через габариты ручной клади. В этой с нажной неохотой идут на уступки: сильно ругаться с телекопамнией тоже не чуть.

В ожидании рейса читаю билет с нуля (тогда даже S7 выпускал такие «книжки»), сонливость нападает в тот момент, когда глаза бегают по строчкам: «В случае смерти пассажира…» Смерть? ! Не хочууу! Приступ аэрофобии накатывать с запасом.

И вот захожу в первый раз в салон: боже, как тут тронской, очень! Садимся в кресло, другие пассажиры заняты, стюардессы что-то бормочут в микрофон.

На борту кусок не застревает в горле, и довольный коллега съедает мою порцию «фрикаделек» из больницы (контейнер для организации питания. — Прим ред.). А самое запоминающееся происходит, когда самолет начинает снижаться и его трясет мелкая дрожь турбулентности. Меня било стерчие от мысли: падаем! Я кричала на ухо коллеге: «Я не хочу становиться котлетой, у меня еще есть муж и кот!!!» Он же флегматично закрыл мне рот широкой ладонью: «Оспокойся, тупой, вот уже Домодедово виднеется, скоро прочулимся». Это «скоро» в облаках и трясущемся многотонном судне стало для меня почти вечностью из-за ледяного ужаса.

Обратно прилетели поздно, едва опоздав на рейс из-за московских пробок, и чуть ли не бутылка коньяка сделала свое успокаивающее дело, так что полет прошел гладко.

Скачайте полезное приложение на свой телефон

Перед предстоящим полетом скачайте приложение SkyGuru (доступно, к сожалению, только для iPhone). Его разработал профессиональный пилот и специалист по работе с людьми, которые боятся летать. Приложение помогает понять, что происходит с самолетом в данный конкретный момент. Информация о полете будет загружена на ваш смартфон перед полетом, а перед посадкой вы сможете в любой момент увидеть, где именно вы находитесь, и узнать, как погода за окном влияет на самолет. Приложение распознает различные звуки и объясняет их происхождение, а также дает полезные советы пользователю.

Приложение бесплатное, но за каждый полет придется платить 299 рублей (или 1290 за 10 полетов). Это недешево, но, согласитесь, ваше спокойствие того стоит.

Вы можете использовать демо-версию, которая объясняет, как погода на взлете и посадке повлияет на ваши ощущения, а также примерно предсказывает турбулентность.

Как помочь другому?

Самое главное: постарайтесь показать человеку, который испугался, — вы спокойны, внимательны к его чувствам и готовы помочь справиться с ситуацией.

Если боится ребёнок

Они читают нашу эмоциональную реакцию и ориентируются на нее.

Поэтому не паникуйте, зовите на помощь бортпроводников (если ситуация не критическая), суетитесь, повышайте голос, слишком сильно показывайте, насколько вы расстроены и расстроены.
Задача взрослого не пристыдить ребенка за его эмоции, а дать утешение и комфорт в объятиях, помочь ему выдержать сильные переживания.

Так что утешайте и огорчайте сколько угодно — но при этом своим поведением демонстрируйте, что ситуация совсем не страшная и вы вместе с ней справитесь.

Если боится взрослый

Оставь звонки, соберись, приди в себя и успокойся. Представьте, что вам страшно. Разве это девушки? Точно нет.

Попробуйте отвлечь человека разговором о том, что его интересует, предложите вместе что-то посмотреть или полюбоваться.

Лечить нельзя оставить

«Долгое время я избегала полетов, пыталась подавить фобию. Дошло до того, что я боялась всего: машин, поездов, высоты, лифтов, — признается менеджер ресторана Марина Разживина, победившая аэрофобию. — Тогда она начала работать над собой, приспосабливаясь к ситуации, говорила себе: назад дороги нет».

Марина советует больше читать об авиации и избегать информации об авиакатастрофах и их последствиях — то, что часто привлекает аэрофобов. Если вы не можете справиться с проблемой самостоятельно, обратитесь к специалистам.

В центре лечения аэрофобии подтверждают, что сам страх практически никогда не проходит, а со временем только усиливается. Но большинство из тех, кто к ним обращается, выздоравливают.

Как часто встречается

Частота боязни полетов (аэрофобия) может варьироваться в зависимости от ряда факторов. Некоторые подробности о распространенности боязни полетов:

Аэрофобия

  • Глобальное распространение: Страх перед полетами встречается в мире. В различных исследованиях оценивалась частота аэрофобии среди населения разных стран, и результаты показывают, что примерно 20-30% взрослых испытывают страх перед полетами в той или иной степени.
  • Различия по полу и возрасту: некоторые исследования показывают, что женщины могут быть склонны к страху перед полетами чаще, чем мужчины. Однако это зависит от конкретных культурных и социальных особенностей каждой страны. Что касается возраста, то боязнь летать может быть распространена как среди молодежи, так и среди пожилых людей.
  • Степень страха: Страх перед полетом может варьироваться от легкого беспокойства до тяжелых приступов паники. Некоторые люди могут испытывать небольшое беспокойство непосредственно перед полетом, а другие могут вообще избегать полетов из-за сильного страха.

Причины возникновения

Этот страх не имеет никакого отношения к инстинкту самосохранения. Обычно пассажир не думает о том, что с ним происходит сейчас, а выстраивает в голове возможные картины авиакатастрофы в будущем. Это совершенно иррациональный страх, который основан на мнимых угрозах. Чтобы бороться с аэрофобией, нужно убедить себя, что ничего страшного не произойдет.

Фобия развивается даже у тех, кто никогда не видел авиакатастрофы и никогда не поднимался в воздух

Люди часто страдают от чрезмерного контроля. Примечательно, что страхи мужчин и женщин различаются. Женщины уверены, что это их самолет разобьется и они не смогут выбраться из-под обломков, а мужчины доверяют технике, но испытывают тревогу, потому что не могут контролировать ситуацию. Эмоции у женщин более выражены: они могут плакать, плакать. Мужчины прячут в себе страх. Пожилые люди более сильно подвержены аэрофобии.

Помните, что самолет очень надежная конструкция, все системы в нем дублируют друг друга. И даже если один из них выйдет из строя, всегда есть запасной способ устранить неисправность прямо во время полета. Этим объясняется общепризнанный факт, что количество происшествий на воздушном транспорте значительно меньше, чем на суше. А от турулентности еще но один самолет не далась и тебе более не упал.

Фобия – это любой страх, мешающий жить. Боязнь полетов может привести к серьезным психологическим проблемам, таким как панические атаки или приступы паники. Поэтому, если ваш страх заставляет вас изменить свои планы, его необходимо лечить.

Боюсь летать: как справиться с аэрофобией

Причины

Боязнь полетов на самолете может быть вызвана различными факторами, в том числе:

  • Страх авиакатастрофы: Это, пожалуй, самый распространенный страх, связанный с возможностью попасть в авиакатастрофу. Несмотря на статистические данные, демонстрирующие безопасность полетов на самолетах, некоторые люди всегда опасаются, что что-то может пойти не так.
  • Боязнь высоты и неуправляемости: Когда человек находится на большой высоте в воздухе, это может вызвать чувство неуверенности и беспомощности. Некоторые люди боятся потерять контроль над ситуацией и чувствовать себя неуправляемыми на борту самолета.
  • Неопределенность и непредсказуемость. Для многих людей полет на самолете представляет собой неуверенность и непредсказуемость. Они могут не знать, что происходит во время полета, как работает авиационная техника и как самолет сохраняет устойчивость в воздухе.
  • Контроль и безопасность: некоторые люди боятся потерять контроль над ситуацией. Они считают полет на самолете менее безопасным, чем другие виды транспорта, где они могут находиться на земле и чувствовать себя более защищенными.
  • Предыдущие негативные опыты: У людей, имевших неудачный опыт полетов в прошлом, например, столкнувшихся с турбулентностью или длительными задержками, может развиться боязнь повторных полетов в будущем.
  • Социальное влияние: боязнь полетов может передаваться от других людей, особенно от родственников или друзей, которые также испытывают страх перед полетами. При этом человек может быть бесплатно в болитов и находится к их страху.

Аэрофобия

  • Общественные стереотипы и влияние СМИ: многие фильмы, книги и новости усиливают боязнь полетов, изображая авиакатастрофы и неудачные полеты. Эти образы могут укореняться в сознании людей и создавать негативные ассоциации с полями.

Испытание полетом

После этого я еще несколько раз летал на самолете, и каждый полет был испытанием на прочность нервной системы. Я искал форумы с советами по поводу седативных средств и не мог попасть на борт, если не принимал лекарства. Присутствовала цветущая аэрофобия.

Перед юбилеем стала устройти ему супрыз. В отличие от меня, он был влюблен в небо и хотел стать летчиком, но выучился на авиационного инженера, поэтому я купил ему подарочный сертификат в аэроклуб.

В назначенное время они пришли на летнее поле. Муж с удовольствием осматривал самолеты, говорил с инструкторами и техниками о чем-то своем, мужском и возвышенном, а я думала про себя, как могут летать эти доисторические деревянные ящики? (Як-18Т, сейчас я программа беру слова обрабно).

Муж забрался в кабину, я пожелала ему приятно провести время и направилась в столовую, как меня окликнул пилот-инструктор:

— Эй, где ты, красотка? С нами не летишь? Жить на борту.

Я отрицательно покачал головой, поблагодарил и снова услышал более настойчивое приглашение. В итоге эти два психа сломали мне, аэрофобу, попасть в самолет.

Виды и стадии аэрофобии

Для того, чтобы выполнить с курсом лечения земяться, выявить его рекусы и программу, что всё серьёзно. Это касается любых заболеваний, в том числе психических расстройств.

Аэрофобия бывает двух видов: изолированная и комбинированная. В первом случае имеется в виду «чистая» аэрофобия, без сопутствующих неврозов, навязчивых страхов и других психических расстройств. Такая фобия встречается крайне редко. От неє встречаются люди, ранее побывавшие в неприятных ситуациях во время полетов или косвенно пострадавшие от авиакатастроф. В их случае причиной фобии является посттравматический синдром, который необходимо лечить.

Комбинированная аэрофобия – боязнь авиаперелетов, возникающая вследствие наличия у человека сопутствующих обсессивно-компульсивных расстройств. Помните о разуных аэрофобиях, находящихся выше? Комбинированная аэрофобия часто проявляется у людей с тревожным характером, неврозами, подозрительным характером или просто стероидным типом личности. То есть, проще говоря, у большинства аэрофобов.

Написание от вида фобии, она развивается из дела у всех аэрофобов. Сначала появляется тревога, которую многие объясняют «плохим предчувствием» или «интуицией». Чуть позже воображение начинает рисовать тревожные картины печального будущего – падающий или горящий самолет, кричащие люди и так далее.

После описания первых двух стадий развития аэрофобии окончательно формируется фобия. На этом этапе человек уже полностью подчиняется возникающему психическому расстройству, прямо и косвенно стараясь избегать полетов. Если он все-таки попадает в салон авиалайнера, начинается четвертая стадия — паника.

Что такое аэрофобия в программной стади? Просто представьте картину. Салон самолета, сидят пассажиры. Среди них дети, беременные женщины, пожилые люди. Еще один из пассажиров начинает вести себя неадекватно: его срочно нужно выпустить из самолета, кричит «Мы все умрем», пытается прорваться в кабину пилота, совершает другие устрашающие действия. А если таких пассажиров будет несколько? В приступе паники они способны не только напугать окружающих, но и серьезно им навредить. И, хотя стюардессы учатся справляться с такими ситуациями, лучше их не делать.

Аэрофобия в запущенной стадии

Есть несколько проверенных методов борьбы с аэрофобией, которые помогут вам побороть страх перед самостоятельными полетами.

Узнайте о функциях безопасности

Самолеты кажутся многим волшебными. Они издают странные звуки и вызывают особые ощущения. Они сложные. И работают они в системе, непонятной обычному человеку.

Так узнайте, как обеспечивается безопасность в самолетах. Знание того, что вы готовы иметь дело с различными сценариями, может облегчить любое беспокойство.

Как справиться со страхом?

  1.  Сосредоточьтесь на позитивном будущем
    Вопреки выражению «процесс важнее результата», в случае с полетом в первую очередь важен результат — вот на нем и концентрируйтесь. При этом для многих людей перелет чаще всего связан с посещением новых городов и стран. Во время полета представьте, сколько всего интересного вас ждет — достопримечательностей, новых знакомств, опыта, ярких впечатлений, успешной реализации проекта, который ждет вас в пункте назначения.
  2. Попробуйте отвлечься
    Обязательно возьмите с собой в полет наушники, включите любимый плейлист или приятную музыку — это создаст вам расслабленное настроение и поможет отвлечься от того, что происходит на борту. Плюс под любимый трек легче визуализировать позитивное будущее и предвидеть путешествие.
  3. . Займите удобное положение
    Привести мысли в порядок поможет максимально устойчивое положение — в физической психологии этот метод называется заземлением. С помощью этой техники вы сможете быстро взять свои эмоции под контроль и восстановить связь с реальностью. Точками опоры при сидении должны быть ягодицы и ступни – центры тяжести находятся именно на этих частях тела. Каждый раз, когда ваше тело движется вперед или назад, возвращайтесь в исходное положение. Для устойчивости необходимо «бороться» ногами с полом. Снимите обувь и ступайте на пол каждой ногой — это даст вам ощущение опоры и почвы под ногами — в прямом смысле этого слова.
  4.  Дышите глубоко
    практикуйте осознанное дыхание — практика поможет насытить мозг кислородом и привести его в состояние покоя и равновесия. Особых навыков и условий для этого не требуется. Вы можете выполнять практику в людном месте — никто не знает, что вы делаете. Сделайте глубокий вдох, затем сделайте медленный вдох. Не думай ни о чем, просто дыши, как это работает. Повторяйте технику каждые 20-30 минут по 30 циклов дыхания.
  5. Общайтесь с интересными людьми
    Приятная компания поможет преодолеть страх. Идеально летать вместе с родными и реамиуи — присуствие радио между людьми даст через спокойствия, опоры и поддержите. Если такой возможности нет, объединитесь с другими интересными людьми и попутчиками — например, с соседом по самолету. Во время общения время пролетит быстро.
  6. Готовьтесь к полету
    Физиологический аспект также очень важен. Пейте много воды и хорошо выспитесь перед предстоящим путешествием — в среднем для взрослого человека это 7-9 часов. В этом случае у вас будет достаточно энергии, чтобы выдержать полет.

В самолете

Если вы уже сидите в самолете, то полдела сделано и можно собой гордиться. Но вы чувствуете, что начинаете паниковать. Эти несколько шагов помогут вам справиться с тревогой.

  • Постарайтесь расслабиться, примите удобное положение, наденьте повязку для сна, включите расслабляющую музыку. Успокоиться всегда помогает дыхание: вдох (в два раза короче выдоха), дышать можно под счет и как можно меленнее. Сконцентрировавшись на этом процессе, вы не заметите, как вас покинут неприятные ощущения. Если вас пугают звуки турбины, используйте наушники.
  • Поговорите с попутчиком или походите по салону самолета.
  • Настройтесь на приятности, которые вас ждут: представьте, как вы будете счастливы, когда увидите своих друзей или посетите новые места, попробуете новую еду, встретитесь с семьей.
  • Используйте мобильные приложения для аэрофобов, например Skyguru. Он работает в авиарежиме и подробно рассказывает, что происходит в поле. Пассажир получает информацию о том, когда можно ожидать турбулентность и стоит ли опасаться тряски на борту. Во время полета приложение «разговаривает» с пользователем, чтобы у вас было ощущение безопасности, постоянная связь с психотерапевтом, пусть и виртуальная.
  • Чем раньше вы поймете, что испытываете панику, тем быстрее сможете с ней справиться. Игнорируя свои эмоции, вы только усугубляете ситуацию.

Читайте также: Долгожданная Болгария: открытие границ с Россией в мае 2021 года — последние новости на сегодня

Поговорите с бортпроводниками

Стюардессы всегда к вашим услугам. Они обучены справляться с обмороками, гипервентиляцией и целым рядом различных инцидентов, которые могут произойти в самолете.

Они также являются экспертами в области безопасности полетов. Приоритетом номер один для них является обеспечение безопасности пассажиров. Так что знайте, что вы в надежных руках.

Шесть советов бортпроводников койтой выгоды полет комфортным

Изучите предмет

Вы также можете просмотреть видеоролики обо всех испытаниях, которые должны пройти самолеты, прежде чем им разрешат летать, от стресс-тестов, показывающих, насколько могут сгибаться крылья, до экстремальных летных испытаний, расширяющих возможности самолета. Самолеты действительно тяжелые.

Симптомы аэрофобии

Боязнь полётов на файоне чаще всего возникает внезапно. Человек покупает билет, радуется предстоящему путешествию, строит планы. И вдруг его одолевает страх. Во-первых, это проявляется в виде легкого беспокойства. Есть мысли, что с самолетом что-то случится. Особенно тревожно за тех людей, которые узнали о недавней авиакатастрофе незадолго до полета.

По мере приближения даты отъезда тревога превращается в постоянную тревогу. Многих аэрофобов беспокоят кошмары перед предстоящим полетом. На фоне этого развивается депрессия или просто ощущается хроническая усталость.

Кошмары перед предстоящим полетом

Отчётливый страх, перерастающий в панику, появляется уже в аэропорту. Аэрофобы с самой слабой нервной системой спешат обменять билеты и отменить поездку. Более сильные духом люди ищут альтернативные способы подавить тревогу. Они пьют транквилизаторы, медитируют или просто напиваются до глубокого алкогольного опьянения.

Если написать симпоты аэрофобии с научной проценицией, их света разелить на две группы. К первой группе относятся вегетативные, то есть физиологические симптомы:

  • Тошнота;
  • Бледность;
  • Головная боль;
  • Приступы удушья;
  • Тремор (дрожащие руки);
  • Обильное потоотделение;
  • Сердцебиение и дыхание.

В некоторых случаях аэрофобы испытывают боль в груди, похожую на боль в сердце, или испытывают частые позывы к мочеиспусканию.

Ко второй группе симптомов аэрофобии относится все, что ложится моральным бременем на психику. Эти психические симптомы включают в себя:

  • Кошмары;
  • Беспокойство;
  • Раздражительность;
  • Снижение концентрации внимания.

На фоне этих ощущений чаще всего формируются хроническая усталость и депрессия. Особенно тяжело приходится тем людям, которые вынуждены часто летать или страдают запущенными формами расстройства.

Это я лечу?!

А дальше — наушники, в которых была слышна непонятная мне речь, радиосвязь, виды на желтый лес и хмурые сосны, на реку, фотографии и восторг, смешанный со страхом. Перед посадкой самолет начал лететь очень медленно. Мне тогда казалось, что сейчас произойдет непоправимое, и мы окажемся в новостях.

И приземлились благополучно, сфотографировались, даже разрешили сесть справа, за штурвалом (ни где, без фото), и тут пилот-инструктор снова сказал, что мы взлетаем. Муж прошмыгнул на заднем сиденье, и я с груглившимися панлайнами, что сейчас Станет! Когда мы набрали высоту, инструктор показал мне круглые приборы и объяснил: «Это горизонт самолета. Нужно, чтобы самолет летел прямо, без наклона крыла вправо или влево. Понятно?»

И пока я успел переварить информацию, он добавил: «Держи руль, контроль над собой». Самолет взлетел, начал крениться, я вцепился в руль до побеления костяшек пальцев и попытался выполнить задание, так как инстинктивно понял: мы… (сломаны).

Природа страха

«Аэрофобы боятся не только катастроф, но и высоты и замкнутых пространств, а главное — потери контроля над ситуацией, — поясняет Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья

Эксперт говорит, что именно это и делает аэрофобию парадоксальной: самолеты падают очень редко (и считаются самым безопасным видом транспорта), поэтому риск смерти минимален, но страх перед ним не уменьшается.

Часто аэрофобы достаточно хорошо разбираются в области авиации, знают все доводы о безопасности, но не могут адекватно их воспринимать в моменты страха. А против преполетного волнения, по словам бортпроводников, часто помогает информация.

«Ночные полеты вызывали у пассажиров больше страха, чем дневные. Многие думали: «Как мы будем летать? Ведь ничего не видно! — говорит Анастасия Куприевич. — Но сейчас подавляющее большинство пассажиров знают, что пилоты ориентируются на диспетчеров, работают с радаром, что есть автопилот, и меньше переживают».

Как не бояться летать

А потом чаловье учение. Случайно или нет, но я наткунался на соцетиха в блоге Алексей Герваш, пилот и психолог. Его курс, а также объяснения мужа и книга летчика Василия Ершова заставили меня по-другому взглянуть на авиацию. Не могу сказать, что тогда я перестал бояться летать, но такой паники уже не было.

Однажды пачато лететь на странном Як-42. Рейс задержали, пассажиры нервничали, и авиакомпания срочно искала резервный рейс.

Кресло в основном было изношено, ручки не поднимались. За едой созедка у окна помогла мне открытой откидной столик, они поговорили. Она летела на операцию к дочери, нервничала и от полета, и от того, что услышала от врачей. До самой посадки мы непринужденно болтали, она поделилась своими страхами от полета, и я как-то начала ее успокаивать — почти так же, как когда-то делал мой муж. Взяв багаж, она призналась: «Я сама психолог, но в этот раз вы мне очень помогли, успокоили!»

И тут пришло осознание: я больше не боюсь.

Как подготовиться к полёту, чтобы меньше бояться?

Изучайте карту полётов

За неделю или пару дней до поездки откройте Flightradar24 с картой самолетов, которые сейчас находятся в воздухе.

Посмотрите рейсы, подсчитайте количество рейсов, поинтересуйтесь статистическими данными.

Это поможет вам осознать, что ежедневно вокруг земного шара успешно летает огромное количество самолетов.

Выбирайте те места в самолёте, где вам будет спокойно

Если вам важно контролировать происходящее на борту — садитесь у иллюминатора.

Если важно почувствовать возможность быстро попросить поддержки или помощи — садитесь в начале или в хвосте самолета, где бортпроводники проводят большую часть своего времени.

Окружайте себя приятными вещами

Удобная подушка, шумоподавляющие наушники для прослушивания любимой музыки, знакомые ароматы, антистресс или мягкие игрушки, занимательная книга…

Список продолжают сами.

Придумайте, чем заняться в полёте

Заранее подумайте, как проще всего будет отвлечься от сложных мыслей: возможно, вы давно хотели посмотреть продолжение сериала или разобрать фото на телефоне.

Вкусно ешьте

Если вам не нравится еда в самолете, заранее придумайте и организуйте набор комфортной еды на рейс — приготовьте сами или закажите с собой.

Когда мы едим что-то знакомое и вкусное, мы автоматически отвлекаемся и успокаиваемся.

Еду на борт взять можно, если она не жидкая.

Научитесь расслабляться

«Алкоголь только усиливает страх» Авиационный психолог Алексей Герваш о борьбе с аэрофобией

Важно отдыхать без алкоголя.

Лучше начните заниматься медитацией, соберите плейлист любимой успокаивающей музыки, возьмите с собой вязание (в данном случае возьмите бамбуковые иголки) или шитье, купите раскраски для взрослых — в общем, любое занятие, которое поможет расслабиться и отвлечься. Также можно скачать в дорогу несколько фильмов или взять хорошую книгу.

Как помочь себе во время полёта?

Итак, вы в самолете. Чтобы успокоиться в данный момент и уменьшить страх и панику, попробуйте техники из этого списка.

Правильно и глубоко дышите

Если вы знакомы с практиками медитации или глубокого дыхания, используйте их. Если нет — ищите самые простые схемы заранее.

сосредоточение внимания на дыхании расслабляет тело, переключает на более ровный ритм, отвлекает от навязчивых и тревожных мыслей.

Включите бортовой монитор с картой полёта

Наблюдайте за изменением цифр и движением пиктограммы доски по прямой траектории.

Регулярное обновление информации и плавное перемещение объектов поддерживают ощущение спокойствия и безопасности.

Отключитесь от источника страха

Если вы не приготовили заранее фильм или книгу, откройте бортовой журнал или попросите газету у бортпроводника. Это лучше, чем ничего.

Как не бояться летать

Банально, но думайте о хорошем

Весь полет может быть разным, но постарайтесь подумать о его положительных сторонах.

Если вы летите в отпуск, представьте, что через несколько часов вы будете наслаждаться видом на море, горы или красивый город.

Возможно, вскоре вы встретите родных и близких после долгой разлуки.

Мечта, к которой ты летишь, может стать сильнее страха полета.

Охота за розовым ромбиком

Окончательную точку в моем лечении аэрофобии поставил тренажер: захотелось почувствовать себя пилотом. Вопрос был в том том, Боинг или Эйрбас. В итоге выбрала второе. В свою очередь пилот-инструктор переключает тумблеры, вводит данные в бортовой компьютер, чек-лист: закрылки во взлетном положении, руль самолета проверен, самолет и пилот к взлету готовы- выключенный. Управление на мне, левая рука на РУДах (ручка управления двигателем. — Прим ред.), ноги на педалях, в правой — сайдстик (рычаг управления самолетом). Разгоняемся, сайдстик на себя — и раз: земли не видно, толко голубизна.

Идем по приборам, прость высота бродро очень прирост. Ручное управление, держу заданный курс, потом опускаюсь для посадки, и тут начинается задание: «захватить» тот самый розовый ромб, который указывает на верность направления. На глиссаде корректирую самолет так, чтобы было два белых и два красных огня глиссады.

Радиовысотометр начинает обратный отсчет до приземления: 50, 40, 30, РУДы на малый газ, 20, добираю сайдстик на себя, продаваемая посадочное положение, 10, и касание! И вот самолет на полосе, перехватчики, реверс двигателей, торможение. Еду по перрону по проезжей части в сторону ворот. Работа сделана!

За полчаса ручного управления немеет левая рука от непривычных усилий. Оказалось, что управлять многотонной машиной непросто. Ощущения на тренажере самые настоящие, пилоты используют их для обучения и сертификации.

Изучите полезную информацию

Постарайтесь разобраться, что именно вас пугает в полевых условиях, и постарайтесь развеять эти страхи самостоятельно. Например, если вы не понимаете, как эта большая и тяжелая штука держится в воздухе и не падает, почитайте об основах аэродинамики или попросите кого-нибудь знающего объяснить вам. Боитесь, что при турбулентности самолет развалится в воздухе? Узнайте о турбулентности.

В дорогу можно скачать несколько фильмов или взять хорошую книгу

В дорогу можно скачать несколько фильмов или взять хорошую книгу

В общем, проанализируйте свой страх и попытайтесь добраться до его первопричины. А потом искать информацию в интернете. Если вы очень боитесь, попросите помощи у кого-нибудь из близких или друзей: пусть они дадут вам не интернет-страшилки, которые могут появиться в начале поисковой выдачи, а отфильтрованный и обоснованный ответ на вопрос «А вдруг?».

Выберите удобное место

Не полагайтесь на сотрудников на стойке регистрации, самостоятельно выбирайте, где вы будете сидеть: на некоторых сервисах по продаже билетов это можно сделать уже при покупке и почти все авиакомпании позволяют выбрать место при онлайн-регистрации.

При выборе места руководствуйтесь двумя принципами. Первый: место не договариваться о ваших страхах. Боитес высот — не садитесь у окна; бойтесь красных пространств — не берите место между свежими креслами.

Второй принцип: вам должно быть максимально комфортно. Места в эконом-классе с узкими креслами и минимальным пространством для ног заставят вас каждую минуту думать, что вы летите и вам плохо. Так что, если моете, протраться на бизнес-класс, если нет — ищите более просмотренные места в салоне эконом-класса. Обычно они находятся в первом ряду, сразу за бизнесом.

Не советуем вам занимать места у аварийного выхода, это может только усилить ваш страх перед полетом, особенно если к вам подойдет бортпроводник и лично объяснит, что делать в экстренной ситуации. Также не садитесь в хвост: при турбулентности его больше всего трясет. Идеальное место для человека, который боится летать — в первом ряду после бизнес-класса, на улице.

Оцените статью
Блог о Сочи
Adblock
detector