- Самолет — это (не) страшно
- Пассажирские самолеты не предназначены для прыжков
- Скорость самолета
- Прыжки с парашютом запланированы заранее
- Экономические проблемы
- 5. Шанс авиакатастрофы крайне мал
- Моральный фактор
- Чтобы прыгнуть с парашютом, нужно тренироваться
- 4. Непригодная для прыжка атмосфера
- 2. Отсутствие подготовки у пассажиров
- Коммерческие самолеты не предназначены для того, чтобы люди выпрыгивали из них
- Технические вопросы
- 3. Бессмысленность в случае аварии
- Парашютные прыжки требуют психологической подготовки
- Причины страха у мужчин и женщин разные
- Коммерческие самолеты летают очень высоко
- Большинство катастроф не дают воспользоваться парашютами
Самолет — это (не) страшно
Но даже упрямые цифры не могут убедить многих людей, которые, несмотря на все доводы, никогда не сядут в самолет.
Когда страх полета перестает нас слушаться и становится причиной настоящей паники, которая может заставить человека отказаться от полета даже ценой больших неудобств, а то и отказа от хорошей работы или поездки на любимый курорт, мы можно говорить о порождении естественной реакции человека на реальную медицинскую проблему — летную или летную фобию. Этот диагноз широко распространен.
Аэрофобия может проявляться в элементарной боязни высоты, в осознании своей неспособности управлять сложнейшим механизмом лайнера и, следовательно, зависимости от пилота, а также в ожидании непредвиденной ситуации с обязательным трагическим концом. Именно такое состояние тревожного предвкушения, по мнению специалистов, испытывает большинство аэрофобов. Сигнал тревоги передается нашим подсознанием, на уровне которого слово «бегство» напрямую ассоциируется с катастрофой и трагедией.
В большинстве случаев аэрофобию можно рассматривать как проявление глобальной психологической проблемы — склонности к паническим реакциям. Обостряется на фоне депрессии, переутомления, в стрессовых ситуациях и никак не проявляется в спокойные периоды жизни. Значительно реже выделяют аэрофобию, когда тема панического страха касается только того, что связано с авиаперелетами, а в других ситуациях человек не испытывает ничего подобного.
Кроме того, само содержание страха отличается при аэрофобии: у некоторых людей это боязнь катастрофы из-за технических отказов или стихийных бедствий. Другие боятся, что что-то случится с их физическим состоянием в момент перелета: инфаркт или инсульт от изменения давления. И выхода из закрытого помещения нет, и оказать экстренную медицинскую помощь невозможно. Это своего рода клаустрофобия. Наконец, бывают случаи, когда человек боится самого факта паники и потери контроля над собой.
Пассажирские самолеты не предназначены для прыжков
Военные и спортивные самолеты проектируются с расчетом на то, что люди будут покидать их в воздухе на парашютах. Для этого предусмотрены специальные лестницы, двери особой конструкции, размещенные в безопасных местах. При этом спортивные самолеты летают с относительно небольшой скоростью, а боевые самолеты оснащены катапультами.
Пассажирские самолеты сделаны без учета потребностей десантников. Также, по странному стечению обстоятельств, единственные двери лайнеров, теоретически пригодные для прыжков, были снабжены блокирующими устройствами. Если человек решит покинуть кабину в воздухе, его ждет смерть еще до того, как он воспользуется парашютом. Его либо сразу ударит по фюзеляжу, либо затянет в двигатель, либо просто потоком воздуха скрутит шею.
Скорость самолета
Если бы кто-то попытался выпрыгнуть из самолета на скорости, с которой он движется, он получил бы ужасные травмы, например, сломанную шею.
Прыжки с парашютом запланированы заранее
Важно понимать, что прыжки с парашютом планируются заранее. И тут дело даже не в погодных условиях, а в моральной подготовке человека к «падению». Если вы запишетесь на такое развлечение, у вас будет время к нему морально подготовиться. У людей в самолете нет этого времени.
В критической ситуации человеку, которому нужно быстро надеть снаряжение, не забыть кислородную маску и выслушать инструкции, будет практически невозможно правильно подготовиться к прыжку. Суматоха и истерия могут затронуть не только прыжок одного человека, но и нескольких одновременно.
Экономические проблемы
Оснащение самолетов гражданской авиации парашютами также нецелесообразно с экономической точки зрения. Масса парашюта может достигать 10 кг. При средней вместимости самолета 50-70 человек дополнительный вес на борту составит более 500 кг, что в силу ограниченной грузоподъемности самолета негативно скажется на возможности перевозки полезной нагрузки.
Средняя стоимость парашюта колеблется от 1000 до 3000 долларов, и не все перевозчики могут позволить себе дополнительные расходы на оснащение своего флота такими устройствами.
В заключение следует отметить, что парашют чаще всего просто бесполезен в случае аварии, так как львиная доля аварий происходит при взлете и посадке, когда прыжки за борт на слишком малой высоте теряют всякий смысл.
5. Шанс авиакатастрофы крайне мал
Скажем честно, вероятность аварии в самолете практически нулевая. Точнее, это примерно 1/8 000 000. По статистике, шанс погибнуть в авиакатастрофе составляет 1 к 11 000 000. По сравнению с той же статистикой автомобильных аварий, шанс погибнуть в автомобиле составляет 1 к 5 000. Самолет – это очень безопасный вид транспорта.
Моральный фактор
Одной из причин отсутствия парашютов в пассажирских самолетах является моральный фактор. Выставляя индивидуальное спасательное оборудование, компания, так сказать, показывает свою некомпетентность в обеспечении безопасности оказываемых ею услуг.
Большинство пассажиров испытывают естественную боязнь высоты, подкрепленную рядом фильмов и видеороликов о полетах. Страх гонят СМИ, в случае проблем с самолетом.
Не каждый человек способен на самостоятельный прыжок с парашютом. Это доказывают инструкторы, которым приходилось уговаривать, а иногда и с физической помощью, сопровождать на борт самолета людей, изъявивших личное желание, заплативших деньги и прошедших соответствующую подготовку.
Чрезвычайная ситуация на борту самолета почти всегда сопровождается паникой. Давка возле немногочисленных выходов не позволит ближайшим к ним пассажирам нормально покинуть борт и лишит шансов остальных.
Чтобы прыгнуть с парашютом, нужно тренироваться
Чтобы совершить рекреационный прыжок в хорошую погоду, нужно прослушать теоретический курс и пройти тренировку. Большинство людей обычно делают свой первый прыжок с инструктором. В нештатной ситуации в воздухе необходимо действовать безопасно и уверенно. Все должны встать с места, достать парашют, правильно его надеть, не забудьте кислородную маску.
Провести курсы для каждого пассажира не получится, а краткая лекция бортпроводника не даст никакого эффекта. Можно сказать, что шанс выжить в авиакатастрофе будет выше у тех, кто останется на месте. Прыгать даже в безветренный солнечный день — задача не из легких. А если на улице дождливая ночь или метель?
4. Непригодная для прыжка атмосфера
Парашютисты прыгают со средней высоты от 2000 до 5000 метров. Высота, на которой летит пассажирский самолет, составляет 10-12 километров. Атмосфера над бортом разреженная, кислорода почти нет, а температура колеблется от -40°С до -60°С. Выжить в таких условиях парашютисту просто невозможно.
2. Отсутствие подготовки у пассажиров
Прыжки с парашютом далеко не так просты, как это кажется в фильмах. Чтобы совершить самостоятельный прыжок, нужно пройти обучение. Неосведомленный человек не сможет правильно прикрепить парашют, раскрыть его или удачно приземлиться. А людям, чей вес меньше 45 килограммов и больше 90, вообще противопоказано прыгать самостоятельно. Нельзя также забывать об инвалидах и детях, которые не умеют прыгать с парашютом.
Кроме того, в пассажирских самолетах просто нет приспособленных аварийных выходов. При прыжке из обычной боковой двери парашютист, скорее всего, ударится хвостом или крылом. Не рекомендуется изменять конструкцию самолетов и конструкцию прыжковых выходов.
Коммерческие самолеты не предназначены для того, чтобы люди выпрыгивали из них
Помимо высоты, коммерческий самолет отличается тем, что у него нет специальной рампы для прыжков. Когда человек выпрыгивает из лайнера, он может просто врезаться в фюзеляж.
Технические вопросы
Рюкзак с основным парашютом
Парашют – довольно сложная и громоздкая система, для надевания которой требуется умение и время, которого в экстренной ситуации дается очень мало. При этом каждое средство спасения подбирается для человека по индивидуальным параметрам. Только тщательно отрегулированные лямки помогут избежать повреждений при раскрытии и посадке фонаря.
Если перед вылетом каждого пассажира снабдить парашютом, можно забыть о комфорте в салоне лайнеров, не каждый из которых имеет большой объем.
Подготовленный прыжок с парашютом
Прыжки с неподготовленного самолета — само по себе опасное дело. Есть вероятность втягивания в двигатель или поломки крыльев и киля. Риск возрастает при неуправляемом полете, который сопровождается авиакатастрофой, турбулентностью, отрывом частей фюзеляжа и другими пассажирами, которые быстро пытаются покинуть опасное место.
После выхода из самолета в состоянии стресса человек должен правильно перегруппироваться и извлечь кольцо, что опять же маловероятно без соответствующей подготовки. Оснащение авиалайнера системой, аналогичной бортовым самолетам, невозможно. Сложно представить элегантный салон, по которому проходят тросы с закрепленными за каждым пассажиром ремнями.
К технической стороне отказа от парашютов на гражданских самолетах относится режим полета. Большую часть времени современные лайнеры проводят на высотах около 10 тысяч метров. Температура воздуха здесь опускается ниже 50 градусов по Цельсию, а воздух выбрасывается так, что человек без специального устройства не проживет в таких условиях более 30 секунд. Не следует забывать о критических скоростях для прыжков, которые у пассажирских самолетов достигают тысяч километров в час.
Читайте также: Можно ли Перевозить Зубную Пасту в Самолете
3. Бессмысленность в случае аварии
Чрезвычайная ситуация, при которой пассажиры могут покинуть салон на парашюте, крайне маловероятна (см также: «Когда я упал с неба»: невероятная история единственного выжившего в авиакатастрофе).
Во-первых, для безопасной посадки самолет должен лететь над землей, причем относительно ровно. Во-вторых, авиакатастрофа должна произойти днем, при хороших погодных условиях. В-третьих, пилот должен уметь летать по кругу в воздухе, чтобы все пассажиры могли по очереди выпрыгивать из самолета. Вы понимаете, что шанс, что все факторы сложатся, крайне мал.
Парашютные прыжки требуют психологической подготовки
В том случае, если у каждого пассажира есть парашют, а все лайнеры оборудованы для аварийных прыжков, это не решит проблему. Чтобы прыгнуть с парашютом, нужно быть к этому морально готовым. Даже в экстренной ситуации лишь единицы смогут решиться оставить самолет в воздухе.
Также, если пассажиров десантируют с парашютом, они создадут опасную панику и не дадут прыгнуть даже тем, кто умеет прыгать. Представьте себе скопление испуганных людей разного пола и возраста с большими рюкзаками в холлах салона. Да, и в то время, когда дорога каждая секунда.
Причины страха у мужчин и женщин разные
Если представительницы прекрасного пола боятся авиакатастрофы и потери контроля над своими эмоциями, то мужчины чаще испытывают боязнь высоты и тревогу, потому что не могут контролировать ситуацию.
Этот общий перечень причин и форм страха далеко не полон, но в любом случае каждая из них сводится к двум основным причинам: страху смерти и страху потери контроля над своими действиями.
Как таковых лекарств от аэрофобии не существует. Конечно, можно выпить успокоительное, валерьянку или снотворное, но это поможет избавиться от беспокойства только во время полета. Боязнь летать — это психическое заболевание, во многом спровоцированное нашим болезненным подсознанием. В связи с этим вы можете перестать бояться летать, просто докопавшись до причины своего страха.
Первое, что советуют специалисты аэрофобам, — вспомнить, что первым вызвало «самолетную тревогу»: сильная тряска, незапланированная посадка, длинный круг над взлетно-посадочной полосой и т д. При обнаружении первого раздражающего вещества спросите себя: почему все пошло не так? без трагедии в прошлый раз, А теперь что-то должно случиться? Убедите себя в том, что, несмотря на возможные катаклизмы, воздушный транспорт, по статистике, все же самый безопасный: ни поезда, ни автомобили не дадут вам ощущения безопасности и не застрахуют от внештатных ситуаций.
Во-вторых, если есть возможность, за несколько дней до полета лучше перестать смотреть и читать новости, которые могут усилить страх перед полетом.
Еще один совет: не опаздывайте на регистрацию на рейс — стресс от опоздания может увеличить ваш страх перед полетом. Перед полетом отдохните и поешьте, но откажитесь от кофе — он может усилить ваше беспокойство. Примите таблетку успокоительного.
Попробуйте контролировать свое тело на борту самолета. Как правило, люди, которые боятся, не могут расслабиться: тело превращается в сплошную напряженную мышцу, ноги становятся подбитыми, на лице появляется растерянное или, наоборот, сосредоточенное выражение. Постарайтесь глубоко дышать, начните медленно дышать, при необходимости избавьтесь от предметов, сковывающих ваши движения (расстегните верхнюю пуговицу, ослабьте галстук, снимите часы).
Попробуйте сделать что-нибудь, чтобы отвлечься: почитайте книгу, послушайте кассету, разгадайте кроссворд. Или представьте прекрасные турецкие пляжи, если вы решили провести отпуск в Турции. Одним словом, не скучайте! Если страх все еще не покидает вас, начните дышать глубоко и размеренно – это поможет вам избавиться от лишнего адреналина в крови и меньше концентрироваться на страхе. Если ваши дети рядом, помните, что ваш страх передается им. Вы ведь не хотите, чтобы они всю жизнь страдали от фобии полетов, не так ли?
Во время полета старайтесь не отказываться от предложенной еды – ешьте. Еда будет поддерживать высокий уровень сахара в крови и уменьшать тревогу. Жевательная резинка также может помочь снять стресс и помочь при заложенности ушей.
Не отказывайтесь от помощи успокоительных средств. Перед полетом разрешается употреблять крепкий алкоголь в небольших количествах (не более 100 мл) – это поможет успокоиться и ненадолго расслабиться, но лучше не злоупотреблять алкоголем. Если аэрофобия стала для вас серьезной проблемой, примите назначенное врачом лекарство за полчаса до полета.
Удивительно, но по мнению специалистов, самый действенный способ навсегда избавиться от аэрофобии — чаще летать. С каждой удачной посадкой вы будете обретать уверенность в том, что аварии и катастрофы, о которых сообщается в хрониках событий, являются лишь исключением, а вовсе не правилом. Настройтесь на волну позитива, проявите силу воли, научитесь преодолевать себя — никто, кроме вас самих, не поможет вам избавиться от навязчивого страха.
Если вы думаете о карьере в небе, вам будет интересно прочитать откровения бывшей бортпроводницы: она рассказала, почему боялась каждого полета и боятся ли бортпроводники погибнуть в авиакатастрофе.
Коммерческие самолеты летают очень высоко
Плановые прыжки, в том числе и самые рискованные, проходят на высоте не более 5000 метров над землей. Кроме того, самолеты, с которых прыгают парашютисты, обычно маленькие и двигаются не так быстро. Напротив, большинство коммерческих самолетов летают выше 10 000 метров, где нет воздуха для дыхания. Кроме того, крупные авиакомпании летают намного быстрее. Пассажир, выпрыгнувший из такого самолета, может потерять сознание.
Большинство катастроф не дают воспользоваться парашютами
Статистика показывает, что большинство авиационных происшествий происходит во время взлета или посадки. Также значительная часть таких аварийных ситуаций возникает из-за разрушения лайнера во время полета, например в результате взрыва. Реже причиной крушения становятся технические ошибки, но и в этом случае самолет очень редко постепенно теряет высоту.
Даже самые опытные военные специалисты и спортсмены не смогут выпрыгнуть с парашютом из развалившегося на части или упавшего в хвост самолета. Случаи, когда удается спастись таким способом, редки, поэтому инженеры предпочитают повышать надежность узлов и агрегатов лайнера. Это намного эффективнее с точки зрения безопасности полетов.