Экономика стран СНГ в 2022-2023 годах: сравнение уровня и стратегий развития

Эмиграция

Главные тенденции экономического развития

  1. Реформировать экономику. В разных странах она протекает по-разному и отличается неоднородностью.
  2. Взаимозависимость и взаимодополняемость.
  3. Меры, направленные на создание единого комплекса сельского хозяйства и народного хозяйства. Экономические показатели стран в этом направлении свидетельствуют о том, что без объединения производить сельскохозяйственную продукцию невыгодно. В частности, объем производства сельскохозяйственной продукции в России упал и составляет сейчас 67%. В других государствах цифры еще ниже: в Казахстане — 48%, в Беларуси — 16%, в Азербайджане — 15 %.
  4. Происходит переориентация экспорта сырья и топлива на рынки других стран мира, в том числе Европы, Азии, Ближнего Востока и Кавказа. Отказ от продолжения активного сотрудничества в этой сфере связан с тем, что многие государства имеют большую задолженность перед Российской Федерацией. В частности, некоторые страны не заплатили за газ, поэтому стоимость газа для них в последние годы постоянно пересматривается.
  5. Производители, работающие на рынках Таможенного союза, сокращают отрасль, так как продукция в больших объемах не пользуется спросом.
  6. Национальные экономики большинства стран СНГ однотипны, поэтому для продвижения товаров и предложения услуг в системе внешней торговли создаются одинаковые условия.

ВВП в странах СНГ

Динамика ВВП в странах СНГ с 2005 по 2015 год

В связи с этим перед СНГ стоят следующие проблемы дальнейшего экономического развития:

  • Чтобы войти в космос вместе или по одному.
  • Нормализация роста ВВП.
  • Наполнить бюджеты стран Таможенного союза, остановить инфляцию и ликвидировать кризис.
  • Возродить отрасль.
  • Активизировать импорт и внешнеэкономические связи.

Страны Содружества уже начали постепенную интеграцию в качестве сырьевого придатка в экономики Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Поэтому государства СНГ сейчас работают над укреплением сотрудничества и повышением продуктивности экономических отношений.

Самые высокие темпы интеграции, роста ВВП, увеличения промышленного производства демонстрируют Россия, Казахстан, Армения, Беларусь, Азербайджан. Узбекистан приближается к этому списку стран. Остальные государства характеризуются низким экономическим развитием, постоянными кризисами в промышленности и производстве.

Экспорт товаров из СНГ на мировой рынок

Товары Страна
Масло Россия, Казахстан
Натуральный газ Россия, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан
Уголь Россия, Казахстан
Лес Россия, Беларусь
Цветные и редкие металлы Россия, Беларусь
Минералы Казахстан, Россия, Беларусь
Строительные материалы Казахстан, Россия

Объем ВВП в странах СНГ

Объем ВВП в странах СНГ 2018-2019 гг

Отдельными экспортными товарами являются энергоресурсы и дешевая рабочая сила, которые признаны фундаментальной основой развития и подъема экономики. Несмотря на потенциал, страны СНГ практически не используют эти экспортные товары.

Наиболее ярким примером иррациональности является низкий уровень ВВП во многих государствах Содружества. Из-за того, что в структуре экспорта преобладают нефть, нефтепродукты, газ, химия, металлургия, экономика СНГ не отличается стабильностью. Это связано с тем, что цены на сырье постоянно колеблются.

ВВП для стран СНГ в конце 90-х гг

Страна ВВП на душу населения в долларах США Доля экономики в Содружестве
Российская Федерация от 6000 до 7000 60 %
Беларусь 5000
Другие страны СНГ 2000 до 3000 Около 6 %

Россия, Беларусь, Казахстан и Узбекистан производят около 94% всей продукции, поставляемой на рынок СНГ.

Экономическое взаимодействие России и стран СНГ

Рассмотрим особенности экономического взаимодействия России и стран СНГ.

большое геополитическое и экономическое значение для нашей страны имеют экономические отношения с республиками бывшего Советского Союза, образующими вместе с Россией постсоветское пространство.

Это пространство является важнейшей составляющей евразийского региона и представляет собой геоэкономическую системообразующую структуру, процесс формирования которой занял не одно столетие.

После резкого спада, связанного с распадом Советского Союза в 1991 г., экономическое взаимодействие России и стран СНГ стало восстанавливаться и приобретать интеграционный характер. Поэтому можно утверждать, что этот процесс имеет тенденцию развиваться постепенно. Однако это развитие происходит на принципиально иной основе по сравнению с годами Советской власти.

На смену централизованной плановой системе управления пришло использование рыночных рычагов межгосударственного взаимодействия. При этом большинство проблем решается на микроуровне, т.е непосредственно между бизнес-единицами на основе принципов взаимной выгоды и равноправия сотрудничающих сторон.

В 2000 г общий объем взаимной торговли между бывшими советскими республиками составил 40% от уровня 1990 г.

Лидирующее положение на постсоветском пространстве остается за Россией, хотя по интенсивности внешней торговли (товарооборот на душу населения) она в настоящее время опережает прибалтийские республики.

В начальный период реформ в Российской Федерации значение для нее рынков постсоветских республик явно недооценивалось. Эксперты, готовившие осенью 1991 г предложения для Госсовета РФ, считали, что падение национального дохода России в случае полного прекращения торговли с другими республиками может составить лишь менее 6%. Однако эта цифра оказалась намного меньше реальных потерь России.

По разным оценкам, разрыв в 1992 г экономических связей с бывшими советскими республиками стал причиной 30-процентного падения российского промышленного производства и 23-процентного падения российского ВВП.

Утрата рынков сбыта машин и оборудования и источников ряда важных видов промышленного и продовольственного сырья дополнилась неожиданной ранее проблемой многократного увеличения транспортной составляющей затрат России на внешнеторговые операции с потерей прямых выход к морю в портах, отошедших к другим республикам (Одесса, Ильичевск, Рига, Вентспилс, Таллинн и др).

Для России утрачена значительная часть традиционных рынков сбыта продукции производства. Это не только препятствует стабилизации и возрождению экономики, но и значительно снижает влияние и роль России в бывших советских республиках.

В результате распада СССР в России в 90-х обострилась продовольственная проблема. Потеряв традиционных поставщиков продовольствия из бывших советских республик и не реформировав собственную продовольственную базу, Россия попала в состояние критической зависимости от импорта ряда основных видов продовольствия из стран Запада.

Возросла общая зависимость России от импорта, увеличилась доля «технологической ренты» в национальном доходе за счет свертывания производства в обрабатывающем секторе экономики России, а также в результате перераспределения «высвободившихся» ресурсов на экспорт в страны «дальнего зарубежья».

Импорт в Россию из бывших советских республик обеспечивает почти 1/3 российского конечного продукта. Без этого фонд потребления российской экономики сократился бы на 18%, а фонд накопления российской экономики сократился бы почти вдвое. Что касается стран ближнего зарубежья, то экономические связи с Россией составляют треть их конечного продукта и половину фонда потребления.

Однако приведенные выше оценки значения межреспубликанских экономических отношений для России и других стран постсоветского пространства не учитывают того факта, что имеет место неэквивалентность обмена, следствием которой является свободный переход значительная часть российского национального дохода этой группы государств.

По некоторым расчетам, в условиях эквивалентного обмена конечный продукт из России увеличится более чем на 9%, в том числе фонд потребления — более чем на 20%. В то же время конечный продукт других бывших республик СССР в этом случае сократится почти на 1/4, в том числе фонд накопления — более чем наполовину.

Следовательно, цена «меценатства» России довольно высока. Для себя это потеря 1/10 конечного продукта, а для государств «ближнего зарубежья» — безвозмездное получение 1/4 своего конечного продукта.

Рассмотрим человеческий капитал как фактор экономического роста. За последние годы было собрано огромное количество данных на основе эконометрических моделей, свидетельствующих о положительной связи между экономическими…

Рассмотрим проблемы обеспечения качественного и устойчивого экономического роста и модернизации в России. В начале XXI века российская экономика оказалась в крайне невыгодном стартовом положении. Это был массовый…

В современных условиях экономическая стратегия государства должна быть направлена ​​на обеспечение устойчивого экономического роста. В связи с этим важно определить основные этапы формирования устойчивого экономического роста в…

Внешнеэкономическое развитие и торговля

В 1991 году в странах Содружества были проведены реформы, которые привели к структурным изменениям на внешнем и внутреннем рынках. ВВП стран СНГ постоянно снижается. В России, стране №1 в СНГ, проявилась импортозависимость внутреннего рынка, стал расти государственный долг, возникла опасность бесконтрольного «убегания» российского капитала за границу.

Международная торговля

Статистика внешней торговли стран СНГ

Все эти процессы отрицательно сказывались на торговле, внутренней и внешней, сокращали отношения между членами организации. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце 1990-х объем торговли между Россией и другими странами СНГ упал до 19 миллиардов долларов. После создания Таможенного союза и ЕАЭС ситуация стала меняться в лучшую сторону:

  • Активизировалась экспортно-импортная торговля между Казахстаном, Россией и Беларусью.
  • Импортные товары усовершенствовались и пользуются спросом на внутреннем и внешнем рынках. Наиболее важными импортируемыми товарами являются нефтепродукты, сахар, целлюлоза, масло, автомобили.
  • Россия стремится покупать товары и услуги в странах СНГ, а не на мировом рынке.

При этом внешняя торговля по объему превышает торговые операции со странами Содружества. Основным партнером для государств Средней Азии, Молдовы и Белоруссии по-прежнему остается Россия, из которой они получают энергоресурсы, сырье и техническую продукцию.

Доля товаров, поставляемых Российской Федерацией в страны СНГ, неодинакова. Средний диапазон составляет от 54 до 88 %.

При этом высокий процент участия во внешнеэкономических и внешнеторговых операциях наблюдается и в странах дальнего зарубежья. Доля экспорта составляет 78%, а импорта – 57 %.

Рынок Содружества демонстрирует небольшой рост, что позволяет ему постепенно интегрироваться в рынки Европы, Азии и Америки. Объем экспорта в конце 90-х — 2000-х годах из стран Содружества в разные страны мира колеблется в пределах 80 миллиардов долларов США. Это не соответствует потенциалу экономики этих стран.

Для внешней торговли характерны такие проявления на современном этапе:

  • Уменьшилось количество экспортируемых готовых услуг и товаров.
  • Объем экспорта комплектующих уменьшился.
  • Увеличился уровень экспорта необработанного сырья в третьи страны.

Основные экспортные товары в 2000-е гг

Продукт Страна Процент
Сырая нефть и природный газ Российская Федерация Более 40 %
Сырая нефть Беларусь тридцать %
Нефть и нефтепродукты Азербайджан 80 %
Уголь, сырая нефть и продукты ее переработки, сплавы меди, железа, никеля, алюминия Казахстан Более 52 %
Хлопковое волокно Страны Центральной и Центральной Азии 50 %

Безработица в разных странах

Безработица в странах СНГ

В связи с тем, что количество продукции собственного производства уменьшилось, на рынках СНГ стала появляться продукция из-за рубежа. Доля импортных товаров варьируется от 60 до 80%. В первую очередь это относится к одежде и обуви.

Внутренний рынок очень зависим от импорта продуктов питания и товаров народного потребления, что угрожает системе экономической безопасности в странах СНГ. Но именно иностранные товары, продукты и услуги смогли стабилизировать рынок.

В то же время возрастает зависимость от государств, расположенных в странах дальнего зарубежья. Это проявляется в основном в высокотехнологичном производстве и в импорте товаров народного потребления, постепенно вытесняющих продукцию из стран СНГ.

Таким образом, структура импорта-экспорта государств-участников СНГ показывает существенные изменения на их внешнем и внутреннем рынках. Например, так называемые невозобновляемые ресурсы постоянно вывозятся в страны дальнего зарубежья, тогда как рынки ближнего зарубежья в основном снабжаются товарами народного потребления.

В СНГ отсутствуют инструменты и механизмы управления рынком, переориентации его с внешнеэкономических направлений на сектор реального производства. Деятельность большинства стран Содружества вне организации постепенно уходит в офшор. Это вызывает спекуляцию и нестабильность на финансовом рынке, а также способствует развитию отраслей с ориентацией на потребление сырья.

Читайте также: Сельское хозяйство Испании в 2019-2020 году: отрасли, структура и специализация — daimnevizu

Инвестиции в экономику

Немногочисленные инвесторы вкладывают средства в развитие национальных экономик и рынков стран Таможенного союза. До конца 1990-х годов внутренние инвестиции в СНГ и России составляли около 21-30% валового внутреннего продукта.

Рекомендуем посмотреть видео об экономике стран СНГ:

Ситуация начала меняться в положительную сторону с 1997 года: ВВП, как и инвестиции, стал ежегодно расти. В среднем этот показатель составлял около 1 %.

Для увеличения предложения инвестиций и сохранения объема импорта, который постоянно растет, необходимо соблюдать следующие правила:

  • расширить рынок экспорта продукции, полученной в результате производства продукции добывающей промышленности в народном хозяйстве.
  • Продолжать инвестировать в энергетику и топливную отрасль.
  • увеличить объем инвестиций в металлургическую и машиностроительную отрасли, а также в легкую промышленность.
  • Правительства стран СНГ не должны отказываться от российских инвестиций в экономику и рынок. Подобные действия расцениваются некоторыми странами Содружества как вмешательство России во внутренние дела и нарушение суверенитета.
  • Приходится рисковать и реализовывать проекты наднационального характера.

Государства, входящие в организацию, стараются не только сохранить традиционные рынки сбыта продукции, но и освоить новые. Большинство из них сырьевые, и странам СНГ приходится экспериментировать, конкурировать с другими производителями и расширять ассортимент товаров народного потребления.

Все изменения, активно внедряемые правительствами стран, должны носить постоянный характер. Чтобы структурно изменить экономику на 1%, нужны деньги. Каждый год каждое государство обязано инвестировать в реформы, которые составляют 2-3% ВВП.

Состояние и перспективы экономических связей России и стран СНГ

Характерными сторонами экономических отношений России со странами СНГ можно считать следующие черты:

  • большое значение сырьевых отраслей в экономике стран;
  • низкая конкурентоспособность промышленной продукции;
  • ориентация на импорт высокотехнологичной продукции, наукоемкой и инновационной продукции в страны дальнего зарубежья;
  • тесные связи между промышленностью стран СНГ, особенно в оборонной сфере;
  • наличие развитой транспортной инфраструктуры между странами СНГ.

Таким образом, существуют как существенные препятствия, так и благоприятные факторы в отношении развития внешнеэкономических связей России со странами СНГ. Следует отметить, что для самой России страны СНГ не являются крупнейшими экономическими партнерами, она в большей степени ориентирована на экспорт сырья и полуфабрикатов в ЕС, а также импорт из Китая, стран ЕС и др. -страны СНГ, при этом импорт из стран СНГ не превышает 30%.

Аналогичная картина характерна и для самих государств-участников СНГ, их взаимный товарооборот, как и инвестиции, невысоки. Причиной этого является слабость и неразвитость производственного сектора экономики, отсутствие высокотехнологичных производств, продукция которых может конкурировать с зарубежными товарами. При доминировании сырьевого сектора в экономике как России, так и многих ее партнеров — Казахстана, Туркменистана, Азербайджана развитие инновационных, наукоемких и высокотехнологичных производств практически не происходит, и ниша стран в глобальная система разделения труда остается на незавидном положении как дешевая сырьевая база.

В таких условиях экономики стран становятся крайне зависимыми от внешних факторов, в первую очередь от энергетических потребностей стран-потребителей, а также ценовых колебаний, снижающих эффективность экономических интеграционных процессов и договоренностей между странами СНГ.

Взаимное отсутствие интереса к некачественной продукции, а также низкая емкость и платежеспособность рынков в странах СНГ дают основание для пессимистичных прогнозов развития торговых отношений между Россией и СНГ. В то же время ряд исследователей выделяют в первую очередь положительные стороны.

В частности, структурные связи между промышленными компаниями стран СНГ сохранились с советского периода, прежде всего в оборонной промышленности, авиа- и судостроении, космической отрасли, на которую приходится основная часть товарооборота промышленной продукции между Россией и странами СНГ. Значительный объем приобретает и трудовая миграция, для ряда стран Содружества – Таджикистана, Молдовы, Кыргызстана, Армении денежные переводы трудовых мигрантов составляют 40% ВВП.

Кроме того, сохранена единая для стран СНГ транспортная инфраструктура, которая в настоящее время получает дальнейшее развитие. Правовое обеспечение экономической интеграции происходит в рамках межэтнических организаций и двусторонних отношений.

Оцените статью
Блог о Сочи
Adblock
detector