«Здесь очень уважают учителей»
Я устроилась на работу в Монголию, когда там был ковид-карантин. Потом я работала воспитателем в детском доме: все нравилось, кроме зарплаты. Однажды тётя увидела в бегущей строке объявление о том, что в монгольскую школу требуются учителя. Она мне об этом рассказала, я отправила свое резюме, и мне позвонил директор. Так я оказался в Монголии.
Я работаю в школе по контракту, который вы подписываете на год и можете продлить. Но если вы не компетентны или не соблюдаете законы страны или правила школы, это может закончиться на вас. Сама школа русско-монгольская, в ней работают преподаватели из разных стран: Италии, Англии, Китая, Японии, Бразилии, Америки, Канады. Дети изучают русский язык и литературу, математика, химия, биология преподаются на русском языке. Английскую грамматику также преподают русские преподаватели, а речь уже преподают носители языка. На монгольском языке дети изучают математику, физику, литературу и историю Монголии.
Типичный пейзаж в Монголии
Выпускники школы получают как монгольские, так и российские сертификаты, чтобы потом поступать в российские вузы. После учебы они обычно возвращаются в Монголию и работают там. Также есть программа, по которой можно отправить заявление и попасть в школу при посольстве страны. Есть такие школы и в Монголии.
Я почти живу здесь по работе, но это мой выбор — я его очень люблю. Учителя невероятно уважаемы в Монголии. В России дети могут сказать учителю: «Ты не имеешь права», и вообще многие относятся к тебе как к обслуживающему персоналу. А здесь дети хотят учиться, к вам тянутся, с вами пытаются поговорить, впитывают что-то интересное. Нет такой вещи, как ученик, бросающий снежком в голову учителя, толкающий его или угрожающий ему родителями. Дети здесь не ведут себя как маленькие волчата, а учителя действительно уважаемые люди.
«Говядина прямо пахнет парным молоком»
Монголия чем-то похожа на Россию: возможно, сказывается коммунистическое прошлое. Цены не сильно отличаются от наших: они выше, чем в Красноярске, но ниже, чем в Бурятии или Москве. Здесь очень свежая говядина, пахнет парным молоком. Овощи выращивают с помощью гидропоники или завозят из других азиатских стран или из России. Бензин стоит столько же, сколько у нас. А вот одежду можно купить гораздо дешевле: например, кроссовки. Близко к Китаю и легче импортировать вещи. Мы с коллегами обсуждали, что это страна идеального «аббаса». Одежда не маркирована, но сшита невероятно: это копии очень хорошего качества.
Ночной вид на Улан-Батор
Монгольские спортивные штучки — это что-то! Ничего подобного в Сибири вы не найдете. Азиатские Nike и Adidas всегда имеют яркие красивые узоры и цвета, в отличие от классических вещей, которые мы привыкли видеть в России. Есть здесь и очень дешевые шерстяные вещи. Год назад был в Ачинске, а там в монгольском магазине шерстяные носки стоят больше тысячи рублей. А в Монголии самые теплые лосины до колена, в которых удобно ходить даже в сильный мороз, стоят максимум 400-500 рублей.
Образование сегодня
В июне 2011 года VSO Монголия опубликовала отчет по сектору образования, в котором рассматриваются успехи, проблемы и будущие приоритеты в свете текущих социальных и экономических изменений в Монголии. В отчете, выпущенном в ознаменование МГД+10 (10-й годовщины Международного года добровольцев), показано, что высокие темпы экономического роста привели к увеличению ресурсов в секторе.
Однако он показал, что по мере того, как Монголия выходит на глобальную арену, неравенство между богатыми и бедными может привести к тому, что многие будут маргинализированы, когда речь заходит о преимуществах образования. В отчете говорится, что правительство Монголии приложило большие усилия для развития сектора образования на всех уровнях с момента перехода к демократии и продемонстрировало замечательную открытость и готовность двигаться в направлении его дальнейшего развития.
Это было особо отмечено с учетом уникальных характеристик страны Монголии, таких как кочевой образ жизни, низкая плотность населения в отдаленных районах и стремление соответствовать международным стандартам.
В отчете также показано, что монголы всегда ценили образование выше других качеств и всегда уделяли первостепенное внимание образованию своих детей. Благодаря этим усилиям результаты показали, что родители в целом удовлетворены успеваемостью своих детей в школе. Однако остается еще много вопросов, которые необходимо решить.
Результаты также показали, что среди всех заинтересованных сторон подавляющее большинство ответило отрицательно, когда их спросили о сегодняшней деятельности сектора; это касалось качества образования (68%), доступа к образованию (83%) и включения в систему уязвимых групп (76%).
Школы
Как и во многих постсоциалистических странах, монгольская школьная система, которая ранее основывалась на десятилетней школе, переходит на двенадцатилетнее образование. С 2008 года официальный возраст поступления в школу был снижен до шести лет. Обязательное образование составляет девять лет. Учебный год начинается 1 сентября.
Школы Самсентера обычно являются школами-интернатами для школьников из районов. Многие из этих школ доходят только до девятого класса с суммой. Учащиеся, желающие закончить гимназию, должны посещать школы при центрах аймаков.
В Улан-Баторе и таких городах, как Эрдэнэт, есть частные школы, хотя и разного качества. В Улан-Баторе также есть несколько государственных школ с иностранными языками, такими как русский, китайский, турецкий, английский и немецкий.
В сотрудничестве с Cambridge International Education Assessment Департамент образования провел масштабную реформу образования в соответствии с международными стандартами. В результате было создано множество государственных и частных школ, предлагающих Cambridge Pathway (начальный уровень, контрольный пункт, IGCSE, уровни AS и A). В настоящее время есть три государственные школы с Кембриджской программой, которая дает учащимся по всей стране возможность получить доступ к международному образованию, экспериментировать и проводить реформы.
Согласно рейтингу средних школ Монголии, основанному на результатах вступительных экзаменов в университеты, девять из десяти школ были частными (платными) и три — турецкими. В Улан-Баторе есть несколько частных средних школ, которые преподают на английском и монгольском языках, и лишь в некоторых из них преподают только на английском языке.
Читайте также: Образование на Кипре, обучение английскому языку, учеба на Кипре
Крупнейшие города в стране Монголия
Статистика высшего образования по крупнейшим городам страны Монголия.
Улан-Батор | 24 | ~ 871 евро | Поиск |
Голова | 1 | ~ €862 | Поиск |
«Монголы жгут конский навоз для обеззараживания воздуха»
Из особенностей можно отметить местную кухню: в ресторанах много мяса, обычно оно жирное и на кости. Монголы очень громко разговаривают и смеются. Они очень эмоциональны, даже чавкают во время еды. Иногда возникает ощущение, что находишься в компании слегка подвыпивших родственников. Они громко радуются, громко смеются и громко страдают. Как и многие жители Азии, люди плохо переносят алкоголь.
Монголы очень красивая нация, все люди очень разные. Если вы думаете, что азиаты похожи друг на друга, то это совсем не про монголов. У всех разные фигуры, скулы, лица, глаза. Кроме того, они очень добрые люди. Конечно, есть традиции, которые нам кажутся странными: например, люди сжигают конский навоз и думают, что он обеззараживает воздух. Эти фекалии сжигают в школах и магазинах. Поскольку Монголия — страна буддистов, здесь часто сжигают специальную траву: запах приятный, но навязчивый.
Однажды дети принесли в школу кости в мешках. Они сказали, что это игрушки. Я говорю: «Какие игрушки, это кости?». А дети ответили: «Ну да, из баранины мы с ними играем».
Монголия – страна с необычными для нас традициями
Домашнее образование
Монголия является развивающейся страной и находится только на первых этапах перехода к статусу развитого государства. Основываясь на экономическом анализе страны, Всемирный банк недавно начал призывать правительство Монголии пересмотреть расходы на дошкольное образование.
Сегодня властям страны предлагается альтернативное решение раннего обучения детей дошкольного возраста – домашнее обучение. В период с 2012 по 2016 год британская организация Save the Children реализовала программу домашнего обучения в Японии в 30 округах страны, и такой подход к дошкольному образованию показал хорошие результаты.
Особенностью данной программы является то, что роль педагога выполняют сами родители ребенка. Им выдается специальный комплект, который можно взять в библиотеке или ближайшем государственном детском саду. В него входят 10 детских книг и 3 игрушки, при этом такие наборы делятся на 10 видов и меняются родителями каждые 1-2 недели. В общей сложности домашнее обучение длится ок. 3 месяца (96 дней) В рамках программы родители также получают специальные учебные пособия, а дети – рабочие тетради. Занятия должны проводиться ежедневно по 30 минут в день.
Родители обязаны следить за прогрессом своего ребенка и записывать его, отвечая на специальные вопросы. Детям дается задание нарисовать историю, которую им рассказали мама или папа.
При обмене материалами педагоги или библиотекари проверяют рабочие тетради ребенка и родителей. После прохождения всего курса образовательный уровень ребенка проверяется с помощью анкеты, помогающей определить когнитивные, поведенческие, социально-эмоциональные и физические данные.
Несмотря на эффективность, которую показывает такая система дошкольного образования, в Монголии она развивается гораздо медленнее, чем детские сады-юрты Правительство страны прилагает большие усилия, чтобы охватить 15-20% детей дошкольного возраста. Помимо детей кочевников, власти стали учитывать детей-инвалидов, которые долгое время были исключены из образовательного процесса.