Особенности двойного налогообложения в Германии

Эмиграция
Содержание
  1. 1. Что такое двойное налогообложение?
  2. 2. Виды двойного налогообложения
  3. 2.1 Двойное налогообложение на национальном уровне
  4. 2.2 Двойное налогообложение на международном уровне
  5. 3. Международное налоговое право
  6. 3.1 Соглашения об избежании двойного налогообложения
  7. Сможет ли российский инвестор зачитывать иностранные налоги? Сложный вопрос!
  8. А что делать физикам, кто получает иностранную зарплату или продает иностранную недвижимость?
  9. Как избежать, но не уклониться
  10. 4. Как достигается избежание двойного налогообложения?
  11. 4.1 Налоговое резиденство
  12. 4.2 Методы избежания двойного налогообложения
  13. 4.3 Методы избежания двойного налогообложения, применяемые в Германии
  14. 4.4 Снижение двойного налогообложения
  15. 4.5 Частные случаи: избежание двойного налогообложения между Россией и Германией
  16. 4.5.1 Налогообложение ИП по УСН
  17. 4.5.2 Продажа российской недвижимости налоговыми резидентами Германии
  18. Последствия для физлиц
  19. Что означает приостановка СИДН для российского инвестора?
  20. Договора, заключаемые странами о двойном налогообложении
  21. Легализация
  22. 5. Обмен налоговой информацией

1. Что такое двойное налогообложение?

Термин «двойное налогообложение» (Doppelbesteuerung) относится к ситуации, когда один и тот же налог (например, налог на имущество) облагается налогоплательщиком дважды на национальном или международном уровне. В случае, если один и тот же налог взимается более двух раз, используется термин «множественное налогообложение» (Mehrfachbesteuerung).

Для субъектов налогообложения (физических/юридических лиц) двойное налогообложение означает увеличение налоговых вычетов и, как следствие, уменьшение доходов, поскольку налог уплачивается дважды и более при одном и том же материальном положении.

2. Виды двойного налогообложения

Существует два вида двойного налогообложения: на национальном и международном уровне.

2.1 Двойное налогообложение на национальном уровне

Двойное налогообложение на национальном уровне (nationale Doppelbesteuerung) возможно в федеральных землях, включая Германию. Ситуация двойного налогообложения возникает, когда разные федеральные земли (Бундесленд) взимают один и тот же налог. Как правило, ситуация двойного налогообложения на национальном уровне встречается редко, поскольку государство своевременно принимает необходимые меры.

2.2 Двойное налогообложение на международном уровне

Двойное налогообложение на международном уровне (internationale Doppelbesteuerung) возникает, когда один и тот же налог взимается с налогоплательщика разными государствами.

Двойное налогообложение на международном уровне встречается гораздо чаще, чем на национальном уровне.

3. Международное налоговое право

Международное налоговое право (Internationales Steuerrecht) включает в себя совокупность всех правовых норм, касающихся вопросов налогообложения. В частности, международное налоговое право включает немецкое налоговое право, а также соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные между Германией и другими государствами.

3.1 Соглашения об избежании двойного налогообложения

Соглашения об избежании двойного налогообложения (Doppelbesteuerungabkommen — DBA) регулируют степень, в которой государства имеют право облагать налогом доход, полученный налогоплательщиком (в том числе за границей).

Иными словами, соглашения об избежании двойного налогообложения распределяют налоговые права между государствами и, с одной стороны, не допускают возникновения налоговых претензий между разными государствами, а с другой стороны, налоговыми претензиями закрепляют право облагать налогом только одну из государств-участников, что позволяет избежать двойного налогообложения.

Соглашения об избежании двойного налогообложения были созданы с двумя основными целями:

  • предотвращение двойного налогообложения;
  • бороться с уклонением от уплаты налогов.

Соглашения об избежании двойного налогообложения являются областью международного налогового права вместе с, в частности, законодательством Европейского Союза и иностранным налоговым законодательством с его национальными правилами.

Соглашения об избежании двойного налогообложения имеют приоритет над национальным законодательством в соответствии с § 2 Закона о налогах (Abgabenordnung). Следует помнить, что соглашения об избежании двойного налогообложения не создают налоговых прав, а лишь разрешают или ограничивают их применение.

Вопрос о том, реализует ли государство на самом деле право, предоставленное ему в соглашении об избежании двойного налогообложения, является вопросом соответствующего национального законодательства.

Соглашения об избежании двойного налогообложения действуют в сфере налогообложения доходов, имущества, наследства, дарения и транспорта.

Кроме того, соглашения об избежании двойного налогообложения также применяются в сфере обмена информацией и юридической и административной помощи: Обмен информацией между налоговыми органами является важным элементом в раскрытии и борьбе с уклонением от уплаты налогов, а также в обеспечении надлежащего налогообложения.

В Германии органом, ответственным за соглашения об избежании двойного налогообложения, является Федеральная налоговая служба 2 (Bundeszentralamt für Steuern – BZSt).

На сайте Федеральной налоговой службы в разделе «ЕС и международные отношения» («EU und International») вы можете найти дополнительную информацию о международном налоговом законодательстве.

Сможет ли российский инвестор зачитывать иностранные налоги? Сложный вопрос!

Центральное значение будет иметь возможность зачета налога, уплаченного за границей (для налоговых резидентов РФ) и в России (для нерезидентов). В Указе Президента прямо указано, что приостановка не распространяется на положения об устранении двойного налогообложения.

В то же время наше налоговое законодательство в части НДФЛ устроено таким образом, что далеко не всегда есть возможность зачесть только фактически уплаченный иностранный налог. Особенно в соответствии с п. 4 ст. 232 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в РФ, определяется с учетом положений соответствующего СДН, т.е с учетом действующих налоговых ставок. При этом налоговые ставки определяются такими статьями ДИДН, как, например, ст. 10 «Дивиденды», ст. 11 «Проценты», ст. 12 «Роялти». Поскольку они приостановлены, будет сложно определить и рассчитать сумму налога, которая может быть зачтена в РФ.

Ситуация может развиваться по одному из следующих сценариев:

  1. 1. Самый позитивный сценарий (вероятность крайне мала). Страна-партнер DTT не будет приостанавливать действие статей, что позволит зачислять налог, как и прежде.
  2. 2. Положительный сценарий. Будет сформулирован новый подход к зачету иностранного налога в РФ по НДФЛ (путем изменения НК РФ, формирования позиции ФНС или Минфина), что позволит зачет увеличенного иностранного налога в полном объеме.
  3. 3. Средний сценарий. Несмотря на приостановку действия пунктов ДИДН, повышенный иностранный налог все равно будет зачитываться, но только по части преференциальных ставок, действовавших ранее (например, американские дивиденды будут облагаться налогом в США по ставке 30%, но могут быть обложены только 10%) облагаются налогом, как сейчас, если вы забыли дать W8-бен помощь).
  4. 4. Негативный сценарий. Формальный подход к действующим положениям НК РФ в принципе не позволит зачесть налог из-за приостановления действия статей, определяющих сумму налога, подлежащую зачету (т.е действующие ставки).

Практический пример: Российский инвестор (налоговый резидент РФ) открыл счет у арабского брокера и купил акции американской компании. При получении дивидендов депозитарий США удержал налог в размере 30% (мы предполагаем, что США отражают инициативу). Если ситуация разрешится в пользу российского инвестора (см сценарий 1 или 2 выше), ему будет позволено зачесть все уплаченные 30% против 13/15% НДФЛ — так что в РФ ничего не будет оплачивается дополнительно. Если в разъяснениях ФНС или Минфина указано, что правила зачета остаются прежними, российскому инвестору либо не разрешат зачесть налог в принципе (сценарий 4, маловероятен), либо разрешат только зачесть налог на 10% (сценарий 3, как это работает сейчас) с необходимостью доплатить 3-5% в РФ.

Вместо 13/15% (как было раньше) итоговая налоговая нагрузка для российского инвестора на американском (или другом недружественном) рынке вырастет либо до 30%, либо даже до 45%.

Возможность зачета российского налога в своей стране заключается в иностранном законодательстве (то есть нужно смотреть, как этот вопрос урегулирован в местном налоговом законодательстве).

А что делать физикам, кто получает иностранную зарплату или продает иностранную недвижимость?

Для них все останется по-прежнему. Положения СИДН о заработанном доходе также приостановлены, но трудностей с определением ставки зачета не возникает — в этом разделе иностранные налоги всегда подлежали зачету с российским НДФЛ в полном объеме.

То есть, после получения зарплаты в Великобритании и отдачи короне, например, 20% британского подоходного налога, налоговому резиденту РФ не нужно будет производить доплаты в России, так как ставка 20% выше, чем внутренние 13 -15%.

Также следует помнить, что многих работников отсутствие СИДН не коснется — например, людей, которые работают удаленно в российских компаниях, поскольку их персональный согласно принятым неделю назад поправкам в Налоговый кодекс РФ Налоговая Ставка установлена ​​на уровне 13-15%, независимо от статуса резидента.

Продаем иностранную недвижимость, являющуюся налоговым резидентом РФ

Что касается сделок с недвижимостью, то в большинстве случаев существенных изменений также не будет – если налог возникнет там, где находится недвижимость, он будет зачтен в России. DID в этом разделе всегда предполагали, что они не будут освобождать доход от продажи недвижимого имущества нерезидентам от налога в стране, где это имущество находится.

Пример из практики: Инвестор купил дом в Испании и владеет им несколько лет. Допустим, он продает этот дом («другу», разумеется — с продажей «врагам» по российским законам сейчас могут возникнуть определенные проблемы) и платит испанский налог. Если он остается налоговым резидентом Российской Федерации, он декларирует доход от такой сделки в Российской Федерации и засчитывает испанский налог. И поможет нам именно статья ДИДН с Испанией, гарантирующая устранение двойного налогообложения (если, конечно, испанские партнеры не решат отказаться от нее со своей стороны и разорвут договор).

А если дом находится в собственности более 5 лет, его вообще не нужно декларировать в РФ (применяется известная нам привилегия пяти лет владения).

Продаем российскую недвижимость, не являющуюся налоговым резидентом РФ

Платим 30% от выручки от продажи (расходы учесть не можем) или ждем 3-5 лет минимального срока, чтобы не платить в принципе (и пользоваться личными налоговыми льготами). SID здесь не помог и никак не помогает. А потом смотрим правила страны, где мы поселились — и выясняем, нужно ли вообще декларировать эту сделку и платить что-то дополнительно. А если вдруг понадобится, ДИДН, скорее всего, поможет нам зачесть налог, уплаченный в России (если мы вдруг еще заплатили 30%).

Как избежать, но не уклониться

Если у вас есть недвижимость в Германии, которую вы намерены продать или, пользуясь терминологией закона, отчуждать, если не было договора, вам придется заплатить значительный налог как в России, так и в Германии.

Соглашение решило эту проблему в вашу пользу, и вы должны заплатить требуемые проценты, но только в одной стране. Здесь следует быть внимательным, так как в зависимости от характера движимого или недвижимого имущества определяется страна, которая получит налоговые проценты.

Если вы сдаете недвижимость в аренду или получаете от нее другой доход в Германии, вы должны платить там налог.

Граждане России, осуществляющие воздушный, морской или речной транспорт в Германии, уплачивают налог на прибыль в государственную казну. Если отправления получат статус международных, оплата будет происходить в России.

Ставка налога

Германия также рассматривает возможность введения налога на возникновение процентов. Вы должны знать, что налог на них должен быть уплачен в казну в государстве, где проживает получатель процентов.

Если вы являетесь автором книг или музыки и получаете вознаграждение не только в своей стране, но и за границей, как это сейчас принято, все суммы вознаграждения облагаются налогом только в вашей стране. Исключением могут быть случаи, когда вы, проживающий в России, имеете авторские права в Германии.

Обратите внимание, что разные виды доходов облагаются налогом в разных странах. Прежде чем ехать в Германию открывать компанию или зарабатывать деньги, нужно решить, кому и сколько вы будете платить. Уплачивая налог не в том месте, вы можете оказаться в категории уклоняющихся от уплаты налогов.

для изучения документов

Если вы оказываете какие-либо профессиональные услуги в Германии, и у вас есть необходимое основание для их оказания, вы должны платить проценты с дохода там. В случае, если такой базы у вас нет, налог уплачивается на дому.

4. Как достигается избежание двойного налогообложения?

Как правило, государства стремятся избежать двойного налогообложения.
Избежать двойного налогообложения можно:

  • государство источника (Quellenstaat), то есть государство, из которого поступает доход, отказывается от налогообложения;
  • государство проживания (Wohnsitzstaat), то есть государство проживания получателя дохода, отказывается от налогообложения или засчитывает уплату налога из другого государства в счет уплаты своего собственного налога.

Соглашения об избежании двойного налогообложения передают исключительные или конкурирующие налоговые права государству-источнику или государству-резиденту в соответствии со стандартами распределения (Verteilungsnormen).

При принятии соглашений об избежании двойного налогообложения устанавливаются различные принципы, в соответствии с которыми определяется налоговая база.

Существует несколько основных принципов, позволяющих избежать двойного налогообложения:

  • принцип резидентства (Wohnsitzprinzip): налоговое обязательство налагается, если налогоплательщик имеет постоянное место жительства (физическое лицо) или головной офис компании (юридическое лицо). Принцип резидентства предполагает не только проживание в стране, но и особый статус налогового резидента (см ниже);
  • принцип источника (Quellenprinzip): налоговое обязательство возлагается на государство, в котором получен доход;
  • принцип мирового дохода (Welteinkommensprinzip): налоговые обязательства распространяются на весь полученный доход;
  • принцип территориальности (Territorialitätsprinzip): налоговое обязательство распространяется только на доход, полученный на территории государства.

Методы избежания двойного налогообложения основаны на следующих принципах:

  • метод освобождения от налогов;
  • метод начисления.

4.1 Налоговое резиденство

Статус налогового резидента любой страны предоставляется лицам, прибывающим в эту страну на постоянной основе.

Вид на жительство/гражданство само по себе не является решающим фактором для определения резидентства для целей налогообложения. Во многих странах, в том числе в Германии, действует правило 183 дней (183-Tage-Regel): человек считается постоянным жителем той или иной страны, если он находится на ее территории более шести месяцев (т.е. 183 дня и более).). Следует отметить, что не во всех штатах действует правило 183 дней: срок получения статуса налогового резидента может быть больше или меньше.

В Германии и некоторых других странах также действует исключение из правила 183 дней: лицо не становится резидентом для целей налогообложения, пребывая в стране более полугода, если целью пребывания является исключительно туризм, отдых , отдых или аналогичные частные цели (Aufenthalt zu Besuch-, Erholung-, Kuroder Similaren Private Zwecken).

В этом случае должны быть соблюдены следующие условия:

  • иностранец находится в Германии не более одного года;
  • иностранец не занимается какой-либо приносящей доход деятельностью во время своего пребывания в Германии и может предоставить подтверждение этого в налоговую инспекцию.
    Как правило, выполнение этого условия затруднено для самозанятых лиц, работающих на стороне.

4.2 Методы избежания двойного налогообложения

При использовании метода освобождения от налогообложения (Freistellungsmethode) доходы, полученные из-за границы, не облагаются налогом в стране проживания.

В государстве резидентства иностранный доход не учитывается при определении налоговой базы и налоговой ставки. Налогоплательщики освобождаются от налогообложения в стране проживания своих доходов, полученных за границей.

Разновидностью этого метода является метод прогрессивного освобождения от налогов (Freistellungsmethode mit Progressionsvorbehalt): необлагаемый налогом доход принимается во внимание для определения налоговой ставки на оставшийся, все еще подлежащий налогообложению доход.

Другими словами, иностранный доход освобождается от налогооблагаемой базы в государстве проживания и учитывается только в рамках прогрессивной шкалы для определения налоговой ставки, которая применяется к оставшейся налоговой базе в государстве проживания.

Пример использования метода освобождения от налогов при сохранении прогрессивной шкалы (Freistellungsmethode mit Progressionsvorbehalt):

Жительница Германии N владеет квартирой в Москве и сдает ее. В России доход от аренды облагается налогом на основе прав государства-источника. НДФЛ для налоговых резидентов составит 13%, для налоговых нерезидентов – 30% (при сдаче имущества в аренду налоговому лицу/индивидуальному предпринимателю может применяться налоговая ставка в соответствии с УСН). Таким образом, N в России облагается подоходным налогом только доход, полученный от сдачи в аренду квартиры, расположенной в Москве.

Доход Н от сдачи квартиры в Москве за тот же отчетный период также облагается немецким подоходным налогом – возникает ситуация двойного налогообложения. В этом случае доход от сдачи квартиры в аренду в Москве включается в расчет ставки налога на прибыль в Германии. Подоходный налог, уплаченный в государстве-источнике (Россия), вычитается из суммы налога, подлежащего уплате в государстве проживания (Германия). Однако нормы международного соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Германией не распространяются на УСН.

При методе начисления (Anrechnungsmethode) сумма налога, уплаченная у источника дохода, по ставке, определяемой источником дохода, включается в расчет суммы налога в государстве проживания. Для налогоплательщиков это означает, что сумма налога, подлежащая уплате в стране проживания, уменьшается на сумму налога, уплаченного в стране происхождения по ставке, установленной страной происхождения.

4.3 Методы избежания двойного налогообложения, применяемые в Германии

Германия в основном использует прогрессивный метод освобождения от налогов. В исключительных случаях освобождение от уплаты налогов в одной из стран, участвующих в соглашении об избежании двойного налогообложения, зависит от того, облагаются ли доходы или активы налогом в другой стране-участнице.

Такие правила важны для предотвращения налоговых льгот в обоих штатах.

В связи с этим договоры об избежании двойного налогообложения включают следующие положения:

  • статья о налоговой базе (налогооблагаемая статья):
    если государство проживания не полностью или частично облагает налогом доходы или активы, полученные в государстве источника, налогообложение в государстве источника не возобновляется/прекращается.
  • оговорка о возврате (Rückfallklauseln):
    если исходное государство не взимает налоги, взимаемые с него в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения, налогообложение возобновляется в государстве резидентства.

Метод начисления в Германии влияет на подоходный налог, налог с предприятий и налог на имущество (§ 34c 3 Закона о подоходном налоге — Einkommensteuergesetz).

4.4 Снижение двойного налогообложения

Если невозможно избежать двойного налогообложения, двойного налогообложения можно избежать путем применения метода единой ставки и метода вычета в соответствии с §§ 34c 3, 34d 4 Закона о подоходном налоге (Einkommensteuergesetz), § 26 [5] Закона о налоге на прибыль (Körperschaftssteuergesetz).

Эти методы используются только при отсутствии соглашения об избежании двойного налогообложения.

Метод фиксированной ставки (Pauschalierungsmethode) предполагает, что внутренний налог применяется к определенному иностранному доходу в фиксированной форме. Двойное налогообложение полностью не отменено, а лишь смягчено.

Согласно методу Abzugsmethode, налоги, уплаченные за границей, могут рассматриваться как операционные расходы при определении доходов в стране проживания.

4.5 Частные случаи: избежание двойного налогообложения между Россией и Германией

4.5.1 Налогообложение ИП по УСН

Соглашение об избежании двойного налогообложения не распространяется на индивидуальных предпринимателей, работающих в России по УСН и являющихся налоговыми резидентами Германии: в некоторых случаях налог на прибыль необходимо уплачивать дважды как в России (стране источника), так и в Германии (принимающая страна).

4.5.2 Продажа российской недвижимости налоговыми резидентами Германии

Если иностранец имеет статус налогового резидента Германии, доход от продажи недвижимости в России (как и в большинстве других стран, с которыми у Германии есть соглашение об избежании двойного налогообложения) не облагается налогом в Германии и выплачивается только в Россия (т.е в стране происхождения).

Доход от реализации иностранного имущества учитывается при расчете ставки налога на прибыль в следующих случаях:

  • недвижимость используется для бизнеса;
  • срок эксплуатации 10 лет и более;
  • в некоторых других случаях: подробности см в этой статье.

Последствия для физлиц

Преимущества ДТА распространяются как на физических, так и на юридических лиц, — говорит Константин Добрынин. Следовательно, и бизнес, и рядовые граждане ощутят на себе негативные последствия отмены. Если, например, иностранный налоговый резидент получил доход из России, он должен платить как российский подоходный налог (30%), так и налог за границей, указывает юрист.

Другая ситуация касается налоговых резидентов России, получающих доход из иностранных источников. «Допустим, человек уехал из России в 2023 году в Испанию и устроился там на работу или продолжает удаленно работать в российской компании. Полученный доход будет облагаться как НДФЛ в России, так и подоходным налогом в Испании, говорит в качестве примера Ольга Замесина, директор департамента налогового и юридического консультирования Kept. Теперь россиянин может уменьшить сумму налога в России на сумму, которую он уже заплатил за границей. Без DTT вы должны платить налог по полной ставке дважды.

Что означает приостановка СИДН для российского инвестора?

На всякий случай напомним, что российскими налоговыми резидентами считаются лица, находившиеся в Российской Федерации более 183 дней в течение календарного года (т.е более полугода). Если меньше, такие инвесторы считаются налоговыми нерезидентами.

(1) Российские брокеры и управляющие компании

Резидент России, решивший инвестировать в иностранные активы через российского брокера или управляющую компанию, скорее всего, столкнется с повышенным налогом у источника. Например, налог на дивиденды по акциям США может увеличиться с 10% до 30% (даже если вы подписываете легальную форму W8). Но последствия покупки и продажи ценных бумаг США останутся прежними.

Если российский инвестор решил уйти и стать налоговым резидентом «недружественной страны» (и налоговым нерезидентом РФ), но остался клиентом российского брокера или управляющей компании, важно обратить внимание на активы, в которые он инвестировал. Наше законодательство (ст. 208 НК РФ) различает доход из российского источника (с которого нерезиденты платят высокие налоги) и из источника за пределами Российской Федерации (с которого нерезиденты РФ ничего платить не надо).

Русский источник. Если наш нерезидент получит дивиденды по российским акциям, он будет платить 15% НДФЛ. Если процентная ставка по долговым обязательствам российской организации или по ОФЗ составляет 30%. Если он продаст акции/облигации российской компании с прибылью, он также заплатит 30% от этой прибыли%.

Житель Кипра продал несколько российских ОФЗ, картина маслом

Просто раньше многие ДИДН разрешали не платить НДФЛ при продаже российских акций (например, Кипр вообще разрешал своим гражданам не платить налог в РФ в силу положений ДИДН, а на Кипре по нормам местные законы), а когда вы получаете проценты, вы уменьшаете свой налог до 10-15%. Печально, но таких возможностей больше не будет.

Иностранный источник. В случае получения нерезидентом дивидендов по иностранным акциям, а также процентов по долговым обязательствам перед иностранными государствами или компаниями, а также в случае реализации им акций/облигаций в иностранной организации налог не должен взиматься (поскольку он не взимался ранее) — поскольку это внутреннее правило российского права, договоренности здесь роли не играют.

(2) Иностранные брокерские счета

Если вы откроете иностранный брокерский счет и останетесь налоговым резидентом России, вы также можете столкнуться с более высокими налогами на дивиденды или купонный доход. Есть страны (например, Кипр, Великобритания), которые в соответствии со своим внутренним законодательством освобождают от налога дивиденды, выплачиваемые нерезидентам. Для многих еврооблигаций ставка купонного налога снижена до нуля именно местным законодательством эмитента. Во всех этих случаях SIDN не требуется, все останется по-прежнему.

Но большинство стран будут использовать неудобно высокие ставки (уже упомянутый пример ставки дивидендов в США в размере 30%), что увеличит налоговую нагрузку на инвестора.

Также важно помнить об ограничениях, установленных другими нормами (в частности, Указом Президента № 81 и разъяснениями Банка России, мы их подробно разобрали здесь).

Читайте также: Гражданство Кипра через покупку недвижимости – Недвижимость Кипра для инвесторов

Договора, заключаемые странами о двойном налогообложении

Контракт, рукопожатие

Страны заинтересованы в экономическом сотрудничестве, поэтому их лидеры должны искать выход из сложившейся ситуации. Одним из таких выходов стали договоры об устранении двойного налогообложения.

Важно понимать, что такие контракты распространяются не на всех людей и не на все компании.

Заключаемый договор увязан с отдельными видами налогов и определяет, где и в каком размере они должны быть уплачены. Это касается не только доходов, но и имущества.

Флаги России и Великобритании

Подобные соглашения Россия заключила со многими странами:

  • Нидерланды,
  • Германия,
  • США,
  • Великобритания.

Соглашения четко определяют, какие лица не должны облагаться налогом дважды и какие налоги не должны облагаться дважды.

Особый интерес для россиян представляет соглашение об избежании двойного налогообложения с Германией. Это связано с тем, что страна предлагает как своим жителям, так и трудовым мигрантам оплачиваемую работу и прозрачную, очень практичную и понятную налоговую систему.

Россия и Германия

Легализация

Российская Федерация является участником Гаагской конвенции от 05.10.1961 (далее – Конвенция), отменяющей требование легализации иностранных официальных документов и устанавливающей требования к оформлению официальных документов, выданных на территории одного договаривающегося государства и представлены на территории другого договаривающегося государства.

Единственная формальность согласно 3 Конвенции является проставление штампа апостиль соответствующим компетентным органом государства, выдавшего официальный документ.

В то же время абзац второй ст. 3 Конвенции указано, что проставление апостиля на документах не может требоваться, если законы, постановления, обычаи, действующие в государстве, где предъявляется документ, или соглашения между двумя или более государствами отменяют или упрощают эту процедуру или освобождают документ от легализация.

В связи с этим, а также с учетом сложившейся международной практики, Минфин России письмом от 05.10.2004 N 03-08-07 рекомендовал принимать неапостилированные официальные документы, выданные на территории иностранных государств, подтверждающие постоянное местонахождение организаций и частных лиц . Кроме того, Минфин России пояснил, что в случае отсутствия у МНС России сведений о компетентных органах какого-либо из иностранных государств (в том числе образцов печатей и подписей) компетентным органом в смысле применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, в соответствии с положениями об обмене информацией готов оказать содействие в получении данной информации.

Позднее требование проставления апостиля на аттестатах было уточнено в письме Минфина РФ от 22 февраля 2006 г. N 03-08-05, в котором были учтены выводы постановления Президиума Верховной Рады. Правительство. Решение Арбитражного суда Российской Федерации от 28 июня 2005 г. N 990/05 (далее — Постановление N 990/05). В письме финансисты пояснили, что перечень иностранных государств, а также формы документов, образцы подписей уполномоченных лиц и печатей государственных учреждений иностранных государств, уполномоченных выдавать свидетельства о постоянном проживании, можно найти в информационной базе. Федеральной налоговой службы.

Однако налоговые органы придерживаются позиции, что если в договорах не определен вопрос о легализации (апостиле) документов, выдаваемых компетентными органами, такие документы должны содержать апостиль. При этом налоговые органы обосновывают данный иск положениями статьи 3 Конвенции, а также выводами Постановления N 990/05 (письмо УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15 /011596@)*(3).

Письмом N БЕ-6-26/898@ от 25 октября 2005 г. ФНС России довела до сведения нижестоящих органов перечень стран, документы в которых принимаются без апостиля. К таким государствам относятся Республика Беларусь, Украина, Республика Молдова, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Армения, Азербайджанская Республика, США, Республика Кипра, Словакии, ФРГ (см также письмо ФНС России от 16.09.2013 N ОА-4-13/16590@, ФНС по Москве от 10.02.2012 N 16-15 /011596@).

В то же время судебная практика подтверждает, что налоговые органы не следуют рекомендациям Минфина относительно необязательного апостилирования документов, подтверждающих местонахождение иностранного контрагента, при применении договоров (решение ФАС Северо-Кавказского округа от от 24 июня 2010 г по делу N А32-16895/2009-1/205, Постановление Федеральной антимонопольной службы по Северо-Западному округу от 30 октября 2008 г. N А56-5119/2008).

Отметим, что соглашения с рассматриваемыми странами не содержат правил, определяющих порядок признания документов, выданных уполномоченными органами. Например, ряд договоров с другими государствами содержат положения, позволяющие принимать без апостиля документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства (см перечень договоров, приведенный в письме Минфина России от 28 ноября , 2017 N 03-08-05/78765).

При этом, на наш взгляд, помимо договоров могут действовать и другие договоры о взаимном согласовании документов без апостиля. Например, в решении ХХ ААС от 17 декабря 2015 г. N 20АП-5627/15 суд указал, что с учетом подписанного между Российской Федерацией и Эстонской Республикой двустороннего международного договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 26 января 1993 г.) не только документы, непосредственно связанные с коммерческой сделкой, но и официальные документы, составленные на территории Эстонской Республики, на территории Российской Федерации принимаются без прохождения консульская легализация и апостиль. Обратите внимание, что есть также:

  • — Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам (Рим, 25 января 1979 г.);
  • — Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Испания о правовой помощи по гражданским делам (Мадрид, 26 октября 1990 г.);
  • — Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16 сентября 1996 г.);
  • — Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (участниками которой являются в основном страны СНГ, см статус конвенции).

Однако судебная практика последнего времени показывает, что суды не учитывали данные договоры о правовой помощи, а исходили из того, что закрытый перечень государств, документы которых не требуют апостиля или иного подтверждения, а также формы таких документов, Образцы подписей уполномоченных лиц и печатей государственных учреждений иностранных государств, уполномоченных выдавать свидетельства о постоянном проживании, находятся в информационной базе ФНС России и отражены в письме ФНС России от от 12 мая 2005 г. N 26-2-08/5988 (решение одиннадцатой ААС от 25 ноября 2015 г. N 11АП-14697/15, Арбитражный суд Приволжского округа от 4 апреля 2017 г по делу N А65-8927 -/20167 документы, выданные в Италии, ФАС Северо-Западного округа от 13 июня 2006 г. N А56-13511/2005 — для документов, выданных в Польше).

В письме Минфина России от 26.07.2016 N 03-08-13/43631 об отклонении доводов ФНС России, изложенных в ранее отмененном письме ФНС России от 29 января , 2016 N ОА-4-17/1265@ (отменен письмом Минфина России от 21 апреля 2016 N 03-08-РЗ/23009), Минфин указал, что прием справок о проживании без апостиля, рекомендовано письмом Минфина России от 05.10.2004 N 03-08-07, от 01.07.2009 N 03-08-13, а также Установившейся многолетней практикой взаимного принятия неапостилированных справок, подтверждающих проживания является традицией, не противоречащей Гаагской конвенции.

Кроме того, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой прав иностранных инвесторов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 12 июля 2017 г. (далее – рассмотрение президиума Верховного Суда Российской Федерации), отсутствие апостиля на подтверждении постоянного места нахождения иностранной организации не является безусловным основанием для отказа использовать данной организацией (налоговым агентом) освобождение от налогообложения, установленное международным договором, во избежание двойного налогообложения, если в отношении иностранного государства существует многолетняя практика взаимного принятия неапостильных справок, подтверждающих налоговое резидентство и достоверность подтверждения, выданного уполномоченным органом иностранного государства, может быть подтверждена налоговыми органами в рамках взаимного обмена информацией.

Испания, Италия, Польша, Эстония, Германия и Россия являются участниками Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым вопросам (Страсбург, 25 января 1988 г.) (в редакции Протокола от 27 мая 2010 г.).

Для Российской Федерации положения Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым вопросам применяются к административной помощи для налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2016 г. (письмо ФНС России от 22 декабря 2015 г. N ОА-4-17 /22482@).

Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым вопросам предусматривает, в том числе, возможность направления документов из компетентного органа одного государства в компетентный орган другого государства (п. 2 ст. 1 ст. 17 названной конвенции).

При этом компетентным органом для целей Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам признается, в частности, Федеральная налоговая служба России (п. 2, п. 3 Федерального закона от 04.11.2014 N 325-ФЗ). «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам»).

Минфин России в письме от 28 ноября 2017 г. N 03-08-05/78765 указал, что «требование о проставлении апостиля или иной легализации этих документов является излишним и создает дополнительные административные препятствия для ведения бизнеса».

Принимая во внимание позицию Вооруженных Сил Российской Федерации, указанную в пункте 16 отзыва Президиума Вооруженных Сил Российской Федерации, а также позицию Финансового управления, также указанную в письме Министерство финансов Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 03-08 -13/43631, от 01.07.2009 N 03-08-13, от 05.10.2004 N 03-08-07, считаем обязательным Апостилирование справок, полученных от оцениваемых по делу контрагентов, не требуется.

5. Обмен налоговой информацией

В связи с соглашениями об избежании двойного налогообложения государства обмениваются налоговой информацией. С этой целью был установлен Общий стандарт отчетности (CRS), регулирующий информацию о финансовых счетах, которой необходимо обмениваться, финансовых учреждениях, которые должны отчитываться, различные типы счетов и налогоплательщиков, которые охвачены, а также процедуры должной осмотрительности, которые должны соблюдать финансовые учреждения следовать. В настоящее время стандарт обмена налоговой информацией принят более чем в 90 штатах.

Список государств, принявших стандарт обмена налоговой информацией, доступен на сайте www.bzst.de [6]

Необходимая информация собирается в стране источника через финансовые учреждения (например, банки) и передается центральному компетентному органу.

В рамках стандарта обмена налоговой информацией передаются следующие данные налогоплательщика:

  • ПОЛНОЕ ИМЯ;
  • адрес;
  • государство проживания;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • дата рождения;
  • место рождения;
  • номер счета;
  • наименование и идентификационный номер финансового учреждения;
  • баланс;
  • проценты/дивиденды/другие доходы.

Стандарт обмена налоговой информацией регулируется четырьмя ключевыми документами:

  • Типовое соглашение с компетентными органами [7] (Соглашение с компетентными органами — CAA), обеспечивающее международно-правовую основу для автоматического обмена налоговой информацией;
  • Общий стандарт отчетности [8] (The Common Reporting Standard — CRS);
  • Комментарии [7] к CAA и CRS;
  • Руководство [10] по CRS.
Оцените статью
Блог о Сочи
Adblock
detector