- Общая информация
- Монархия в Конституции 1809 года
- Законодательство Швеции
- Швеция — монархия, глава государства — король
- Первый Бернадот
- Конституционные акты Швеции
- Акт о форме правления
- Акт о престолонаследии
- Акт о свободе печати и Акт о свободе самовыражения
- Система правления Швеции
- Парламент
- Судебная власть
- Полиция
- Военная и гражданская оборона
- Монархия в конституции 1975 года
- Управление Швецией происходит посредством деятельности государственных органов, регионов и муниципалитетов
- Парламент принимает законы Швеции
- Регионы несут ответственность за систему медицинского обслуживания
- Муниципалитеты отвечают за работу школ
- Королевский абсолютизм
- Где находится Швеция
- Направления шведской внутренней политики
- Экономика
- Социальный сектор
- Демография
- Национальная политика
- Укрепление государственности
- На пути к парламентаризму и демократии
- Доходы муниципалитетов и регионов обеспечиваются за счет сбора налогов
- Густавианское самодержавие
- Демократическая монархия
Общая информация
- столица — Стокгольм (это столица страны и один из центральных городов Скандинавии, в Стокгольме заседают члены правительства и риксдага);
- население — население составляет 10 327 589 жителей, местную жительницу называют шведкой и шведкой.
- площадь страны 447 435 кв км;
- валюта — Швеция сохранила свою валюту — шведскую крону (SEK), курс плавающий, за 1 крону дают 8,4 российских рубля, к оплате принимаются кредитные карты, в ресторанах чаевые необязательны, они уже включены в стоимость счет (если ночью и вечером официанты не отказывают, но точная сумма не указана, обычно достаточно пары крон);
- форма правления — конституционная монархия, управляемая королевской семьей;
- язык – шведский, но каждый из 21 региона (линзы), на которые разделена Швеция, имеет свой диалект;
- религия – более 95 % населения страны посещает евангелическо-лютеранскую церковь, около 1,5 % жителей считают себя католиками, менее 1 % исповедуют ислам и другие мировые религии;
- телефонный код — для звонков в Россию наберите 007, код города и номер абонента, для звонков из РФ наберите 81046, код города и номер абонента;
- важные номера — номер туристического центра в Стокгольме — +46-8-50 82 80 00, в Гётеборге — +46-31-36 84 000, для вызова такси можно пройти на специальную стоянку или попросить для этого у сотрудников гостиницы вызывается скорая помощь по номеру 112;
- адрес главного посольства Российской Федерации и его контакты — в Генеральное консульство Российской Федерации в Гётеборге по телефону (46-31) 40 80 84 (Sigfridsgatan 1, 402 22 Gothenburg / S:t Sigfridsgatan 1, 402) 22 Гётеборг), для звонков в консульство в Стокгольме — (46-8) 619 04 70; (46-8) 656 67 92 (Jorvelsgatan 31, 112 60 Стокгольм / Gjörwellsgatan 31, 112 60 Стокгольм.
В экстренных случаях туристы могут обратиться в полицию или к туроператору.
Монархия в Конституции 1809 года
Конституция 1809 г действовала до 1975 г и, таким образом, была четвертой в мире после конституций США, Содружества и Франции (см. Конституцию Франции 1791 г.). Он был сформулирован в соответствии с теорией разделения властей Монтескье с учетом конституционного развития Швеции. Король был единоличным правителем страны, но у него был совет министров, который должен был подписывать, то есть одобрять все решения. Законодательная власть была разделена поровну между королем и риксдагом, при этом только риксдаг мог собирать налоги.
Законодательство Швеции
В Швеции много законов. Из этих законов следует, какие действия человека являются законными, а какие незаконными. Например, нельзя ехать на красный свет. Вы также не можете воровать чужие вещи. Кроме того, в законах указано, какие права у нас есть. Например, дети имеют право ходить в школу, а если вы недавно стали родителями, вы имеете право на пособие по уходу. Законы созданы для того, чтобы люди могли жить вместе и чувствовать себя в безопасности.
Время от времени принимаются новые законы. Законы тоже могут меняться. Например, в 1979 году в Швеции родителям запретили бить своих детей. Это было разрешено раньше. Другой пример – запрет на курение в ресторанах. Запрет был принят в 2005 году.
Швеция — монархия, глава государства — король
На протяжении сотен лет Швеция была и остается монархией. Это означает, что главой государства является королева или король. Швецию в настоящее время возглавляет король Карл XVI Густав. Он находится на троне уже почти 50 лет.
В других странах мира есть монархии, где королева или король имеют право управлять страной. Король Швеции не имеет политической власти. Его полномочия символичны и репрезентативны. Король является представителем Швеции на различных мероприятиях. Например, он совершает государственные визиты и встречается с лидерами других стран. Он также посещает различные организации и компании по всей Швеции.
В 1979 году шведский парламент решил, что следующим королем или королевой должен стать старший ребенок королевской четы. В прошлом наследником престола в первую очередь становился старший сын. В наши дни не имеет значения, женщина это или мужчина. В будущем главой государства станет дочь короля, кронпринцесса Виктория.
Первый Бернадот
После переворота 1809 года, когда был свергнут Густав IV Адольф, королем стал его дядя, герцог Карл, заняв престол под именем Карл XIII. Поскольку Карл XIII был стар и не имел детей, необходимо было найти ему преемника. Сначала выбор пал на датского принца Карла Августа в августе, но вскоре после прибытия в Швецию он умер, и в 1810 году наследником шведского престола был избран французский маршал Жан Батист Бернадот, принявший имя Карл Юхан.
Одной из причин такого выбора было желание вступить в союз с Францией и Наполеоном, надеясь заручиться поддержкой последнего и отвоевать Финляндию. После прибытия в Швецию наследный принц Карл Юхан фактически стал королем государства. В 1812 году он начал проводить совсем другую политику, вступив в коалицию против Наполеона, в ходе Кильского договора отвоевал Норвегию у Дании и после короткой кампании заставил Норвегию вступить в союз со Швецией в 1814 году. Союз продлился до 1905 года.
Приезд Карла Йохана в Швецию также стал началом новой эры во внутренней политике. Толкование Конституции 1809 г и практические мероприятия, проводившиеся в ее рамках, несут на себе печать личных идей и пожеланий короля на протяжении всего его царствования (1818-1844 гг).
Сам Карл Йохан обязан своей карьерой Французской революции. Без него тот, кто не дворянин, никогда бы не поднялся выше унтер-офицера. И все же, несмотря на свое прошлое и карьеру, Карлу Юхану с самого начала было трудно мириться с ограничениями власти, прописанными в шведской конституции. Даже во время своего пребывания на посту наследного принца он выступал против более независимых членов совета.
Когда он стал королем после смерти Карла XIII в 1818 году, Карл XIV Юхан все чаще выбирал своих министров из числа лояльных бюрократов, которые без возражений выполняли его приказы. Со временем он становился все более и более автократичным. Бывший революционер становился самодержавным монархом старого образца.
Конституционные акты Швеции
Некоторые законы имеют особое значение. Их называют конституционными актами. Они стоят выше всех других законов и их трудно изменить. Конституция гласит, что Швеция является демократией.
В Швеции действуют четыре основных конституционных закона. Это Закон о правительстве, Закон о наследовании, Закон о свободе печати и Закон о свободе слова.
Акт о форме правления
Закон о форме правления определяет принципы правления в стране. В нем говорится, что граждане Швеции участвуют в процессе принятия решений через политиков, которых они избирают на выборах. Закон о форме правления также перечисляет права граждан. Например, в нем говорится, что смертная казнь в Швеции запрещена и что все люди имеют право исповедовать любую религию или убеждения по своему желанию. Закон о форме правления также содержит правовые положения, регулирующие деятельность риксдага и шведского правительства.
Акт о престолонаследии
Швеция является монархией, а главой государства является король. Закон о престолонаследии содержит правила наследования шведского престола и определяет, кто станет новым королем или королевой. Король Швеции — Карл XVI Густав. Его старшую дочь, первого ребенка в семье, зовут Виктория. Она хочет стать королевой в будущем.
Акт о свободе печати и Акт о свободе самовыражения
Все люди в Швеции имеют право думать и говорить почти все, что хотят. Вы можете высказать свою точку зрения на телевидении и опубликовать свое мнение в Интернете или в газете. Например, если у вас есть мнение о шведской политике, вы имеете право его высказать. То же самое относится и к газетам. Сами сотрудники газеты, а не политики, решают, что писать и публиковать. Об этом говорится в конституционных законах, называемых Законом о свободе печати и Законом о свободе слова.
- Закон о свободе печати устанавливает, что можно писать в газетах и книгах.
- Закон о свободе слова касается того, что может быть выражено вслух или в письменной форме по радио, телевидению, в кино и в Интернете.
Эти законы также должны защищать нас от клеветы и оскорблений. Это означает, что есть некоторые исключения из права писать и говорить что угодно. Например, преступлением является публичное распространение заявлений, которые угрожают или очерняют группу людей по признаку расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, убеждений или сексуальной ориентации. Это называется разжиганием национальной или расовой ненависти. Например, тот, кто называет преступниками всех жителей любой страны, может быть привлечен к ответственности за разжигание расовой ненависти. Также может быть запрещено распространять ложные слухи или оскорблять другое лицо.
Система правления Швеции
Форма правления в Швеции – конституционная монархия. Главой государства является король, но он не выполняет никаких политических функций. Его роль заключается в участии в церемониях. Реальная власть принадлежит шведскому парламенту и правительству во главе с премьер-министром.
Парламент
Шведский парламент называется Риксдаген. Ему принадлежит законодательная власть в стране. 349 членов парламента избираются на референдуме каждые четыре года. Парламент назначает премьер-министра, который формирует кабинет министров.
Судебная власть
В судебной системе Швеции есть три группы судов:
- Верховный суд, Окружной суд и Апелляционный суд;
- административный;
- специальная юрисдикция, например трудовые суды.
Первую группу также называют судами общей юрисдикции. Они занимаются гражданскими и уголовными делами. Существуют суды первой и второй инстанции, последней инстанцией является Верховный суд.
Задачей административных судов является контроль за исполнением государственными органами действующего законодательства. Граждане могут обратиться в такой суд при возникновении спора с государственными органами. Специальные суды рассматривают дела в определенных областях права, таких как иммиграционное право. Миграционный суд рассматривает дела на основании решений Миграционной службы.
Полиция
Шведская полиция насчитывает 28 500 сотрудников по всей стране.
Его основные задачи:
- поддержание правопорядка;
- предотвращение и раскрытие преступлений;
- обеспечивать безопасность населения;
- защита и помощь населению в случае необходимости.
Военная и гражданская оборона
Несмотря на то, что Швеция длительное время занимает нейтральную позицию в военных конфликтах, страна придает большое значение военной подготовке всех дееспособных граждан.
Эксперты отмечают, что с точки зрения технического оснащения, организации и подготовки военных шведская гражданская оборона является одной из самых передовых в Западной Европе.
Основные задачи гражданской обороны:
- защита населения в случае нападения противника;
- бороться с последствиями стихийных бедствий и пожаров;
- эвакуация жителей и ценностей;
- создание убежищ для жителей во время боевых действий;
- оказать помощь пострадавшим.
Страна не является членом НАТО и других военных блоков. Шведская армия имеет воздушные, морские и сухопутные войска. Их основной задачей является защита свободы граждан, независимости и территории страны.
Монархия в конституции 1975 года
Согласно новой конституции, обязанности короля заключаются в следующем:
- Король является главой государства.
- Он открывает Риксдаг каждый год в октябре.
- Он председательствует на специальных заседаниях кабинета во время смены правительства, а также во время так называемых информационных заседаний кабинета, где члены правительства информируют его о текущих событиях в стране.
- Он является председателем консультативного комитета по внешней политике, то есть комитета, избранного риксдагом для консультаций между правительством и риксдагом по вопросам внешней политики.
- Король имеет высшее воинское звание. Однако вооруженные силы страны подчиняются только правительству.
- Как глава государства он принимает верительные грамоты от иностранных дипломатов и подписывает верительные грамоты шведских послов.
Таким образом, по новой конституции обязанности короля носят в основном представительский и церемониальный характер. По просьбе правительства король приветствует других глав государств и совершает государственные визиты в другие страны. Обычно во время этих визитов короля сопровождают один или два члена правительства, которые обсуждают политические, экономические и культурные вопросы с представителями правительства принимающей страны.
Король обладает иммунитетом от закона, то есть он не может быть привлечен к ответственности за свои действия по уголовному праву, но может быть привлечен к суду по гражданскому праву. Король обязан декларировать свои личные доходы и имущество и платить налоги, как и все граждане Швеции.
Риксдаг решает каждый год, сколько должно быть выделено королю для выполнения его обязанностей. Члены королевской семьи имеют право голоса, но традиционно воздерживаются от голосования.
Управление Швецией происходит посредством деятельности государственных органов, регионов и муниципалитетов
Политическая власть в Швеции распределена между различными властями. Вопрос о том, кто из политиков будет управлять страной, решают граждане. Он делает это, голосуя за различных политических деятелей во время выборов:
- На местном уровне – в муниципалитетах
- На региональном уровне – в регионах
- На национальном уровне — в шведском парламенте
- В ЕС — в Европарламенте
Политики, заседающие в шведском риксдаге, принимают решения, влияющие на всю страну. Швеция также разделена на 21 регион и 290 муниципалитетов. Политики в регионах и муниципалитетах решают вопросы местного значения. В Европейском парламенте политики принимают решения, касающиеся всех стран ЕС.
Парламент принимает законы Швеции
Премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон. Он является лидером Moderate Samlingspartiet (Moderaterna). Умеренная коалиционная партия вместе с христианскими демократами (Кристдемократерна) и Венстре (Либералерна) сформировала правительство).
Управление государством осуществляется правительством. Правительство обеспечивает выполнение решения стортинга. Правительство также может вводить новые законы или вносить изменения в законодательство. Стортинг принимает или отклоняет предложение правительства. Стортинг принимает решения, которые применяются на всей территории страны.
Стортинг также определяет доходы и расходы государства. Государственные деньги используются, среди прочего, для финансирования университетов, институтов, полиции и выплаты алиментов.
Стортинг и правительство являются частью государственной структуры.
Регионы несут ответственность за систему медицинского обслуживания
Швеция состоит из 21 региона. Важнейшей задачей регионов является оказание медицинских услуг. Они отвечают за здравоохранение, лечение и стоматологическую помощь. Регионы также несут ответственность за эксплуатацию общественного транспорта, такого как автобусы, трамваи и метро.
Регионами руководят политики, за которых граждане голосуют на региональных выборах. Решения, касающиеся управления областью, принимаются областным советом.
Муниципалитеты отвечают за работу школ
Швеция также разделена на 290 муниципалитетов. Есть большие и малые муниципалитеты. Крупнейшим муниципалитетом является муниципалитет Стокгольма. Там проживает почти миллион человек. Самый маленький муниципалитет — Бьюрхольм. Там проживает менее 3000 человек.
Муниципалитеты несут ответственность за предоставление социальных услуг населению в жилых районах. Именно они следят за тем, чтобы в домах не было перебоев с водоснабжением, а для детей строились школы. Муниципалитеты также следят за тем, чтобы пожилые и больные получали помощь, когда они не в состоянии позаботиться о себе.
Муниципалитеты возглавляют политики, за которых граждане голосуют на муниципальных выборах. Решения об управлении муниципалитетом принимаются муниципальным советом.
Королевский абсолютизм
Как и в большинстве европейских стран, в Швеции в 16 и 17 веках возникла все более эффективная и централизованная администрация. Положение Швеции изменилось в военном и международном плане после того, как она вступила в Тридцатилетнюю войну во время правления короля Густава II Адольфа (1611-1632). В результате своих военных успехов Швеция стала великой державой и ведущим государством Северной Европы. Хотя риксрод (государственный совет) имел в то время большое влияние — например, во времена правления королевы Кристины и короля Карла XI — власть короля становилась все более и более неограниченной, и с 1680 года король стал, по милости Божией, всемогущий правитель.
Важной вехой в этот период стала конституция 1634 года, которую король использовал для защиты своих оставшихся полномочий. Однако ни один из последующих монархов, таких как королева Кристина (1644-1654 г.р.), Карл X Густав (1654-1660 г.р.) или Карл XI (1672-1697 г.р.) не считали себя связанными этой конституцией, и в сессии риксдага в 1680 г эта конституция была официально отменена и провозглашена абсолютная власть короля. Государственный совет был заменен Королевским советом, полностью подчиненным королю.
Где находится Швеция
Швеция — скандинавское государство, а значит, искать ее на карте мира придется где-то на севере. Попробуем вместе с нами:
- где находится — Северная Европа, Скандинавский полуостров;
- соседи — границы страны: Норвегия, Финляндия;
- какими морями/океанами омывается — омывается водами Балтийского моря и Ботнического залива на юге и востоке, на юго-западе — Каттегатом и Скагерраком.
Швеция отделена от Дании реками Эресунн, Каттегат и Скагеррак. Швеция включает в себя два больших острова. Это Готланд и Этланд.
Направления шведской внутренней политики
Основное направление внутренней политики Швеции сформировалось еще в 1930-е годы. Это социальный мир и совместные действия всего населения на благо страны и народа. Это сейчас находит отражение в высоком уровне жизни всех жителей и их социальной обеспеченности.
Читайте также: Беженцы в Австрии, их поведение, основания для депортации, отношение граждан к мигрантам
Экономика
Успешная и диверсифицированная экономика королевства находится на девятом месте в мире (рейтинг экономик стран мира представлен по ссылке). Шведы продают товары на экспорт. По всему миру представлены около 50 шведских компаний из различных отраслей: Tele2, Oriflame, Scania, Volvo, Electrolux, TetraPak, H&M. В стране развиты цифровые технологии и хорошая база для запуска стартапов. Разработка приложения Skype принадлежит шведам.
Основную часть ВВП составляют налоги. Налоговая система Швеции характеризуется тяжелым бременем для физических лиц: около 28% всех доходов приходится на подоходный налог с населения.
Еще одной особенностью экономической политики Швеции является равномерное распределение богатств по всему королевству. ВВП на душу населения даже в небольшом бедном поселении выше, чем в среднем по европейским странам. Это связано еще и с тем, что здесь почти нет коррупции. Благодаря успешной антикоррупционной политике Швеция занимает седьмое место в рейтинге стран с низким уровнем коррупции.
Социальный сектор
Особенностью социальной политики Швеции является забота обо всех гражданах от рождения до смерти. Особое внимание уделяется материнству, детям, инвалидам и пожилым людям.
Социальная политика Швеции направлена на поддержку материнства. В зависимости от условий занятости женщина может уйти в декретный отпуск с третьего месяца, при этом она получает пособие от государства. Оба родителя имеют право на отпуск по беременности и родам продолжительностью до 480 рабочих дней. Пособие по уходу за ребенком составляет 80% от дохода, безработные также имеют право на выплаты.
Кроме пособия по беременности и родам семья получает пособие на детей до 16 лет. Дошкольное образование платное, а обучение в школах и университетах бесплатное для шведов и студентов из ЕС.
Пенсионеры хорошо обеспечены. Они получают пенсии и, при необходимости, дополнительные льготы. Пожилых людей, которые уже не в состоянии позаботиться о себе, несколько раз в неделю посещают социальные работники. Вы можете подать заявление на помещение в дом престарелых.
Демография
Благодаря демографической политике Швеции население страны значительно выросло за последние десятилетия. Это связано с высокой рождаемостью, низкой смертностью, высокой продолжительностью жизни (82 года) и притоком мигрантов.
Демография в Швеции находится под влиянием продуманной демографической политики по поддержке рождаемости. Льготы получают жители страны и мигранты.
Миграционная политика Швеции всегда была направлена на поддержку приезжих. Сюда приезжали беженцы во время Второй мировой войны, а сейчас из стран Ближнего Востока. Для мигрантов создаются хорошие условия: предоставляется жилье, пособия по безработице и т д. (подробнее о беженцах в Швеции читайте по ссылке).
Национальная политика
Национальные политические приоритеты Швеции:
- социальная защита и благосостояние граждан;
- заботиться об окружающей среде;
- снизить зависимость от нефти;
- развитие инновационных секторов экономики (цифровые технологии, возобновляемые источники энергии).
Укрепление государственности
Проводимая Королевством внутренняя и внешняя политика способствовала укреплению государства. Важную роль в этом играет нейтралитет страны в военных вопросах.
Особенность социальной политики Швеции в вопросах миграции заключалась в том, что большой наплыв иностранцев приносил государству проблемы. Нагрузка на бюджет значительно увеличилась. Занятость среди мигрантов намного ниже, чем среди шведов. Все это негативно влияет на социальную защищенность и подрывает доверие к государству.
Рекомендуем посмотреть видео о шведской политике.
На пути к парламентаризму и демократии
С распространением либерализма в середине 19 в началась борьба, связанная с вопросом о личной власти короля. С момента прихода к власти кронпринца Карла в 1857 году до окончательной капитуляции Густава V перед требованиями парламентаризма и демократии в 1918 году борьба за королевскую власть была главной темой в истории шведских монархов.
Несмотря на то, что статус министров был усилен после министерской реформы 1840 г. (каждый министр теперь возглавлял свое ведомство), они в основном оставались слугами короля при Оскаре I (1844-1859). Он назначал их, и они были политически зависимы от него. Совет, как самостоятельный силовой фактор, играл подчиненную роль. Настоящего кабинета в полном смысле этого слова при Оскаре I не было.
Ситуация изменилась во время правления Карла XV (1859-1872). С самого начала Совет функционировал как единое целое и во многих случаях играл решающую роль в шведской политике. Например, в таких жизненно важных вопросах, как отношения с Норвегией в период 1858-1860 гг и помощь Дании в войне с Германией в 1864 г. Что касается реформы риксдага 1866 г., то это был Совет и риксдаг, а не король, которые формировали шведскую политику и принимали окончательные решения в критических ситуациях.
Оскар II (годы правления 1872–1907), с другой стороны, стремился играть более активную роль в руководстве развитием, чем его брат и предшественник. По собственной инициативе он встречался с ведущими политиками и пытался влиять на них в частных беседах. В своих отношениях с советом он пытался использовать королевскую власть, чтобы отстаивать свое мнение при принятии политических решений.
Однако стремление Оскара II утвердить свою личную власть не увенчалось большим успехом. Главным образом потому, что риксдаг после реформы 1866 г., предполагавшей упразднение старых сословий и создание нового двухпалатного риксдага, окреп и поддержал совет против короля.
Ограничение права голоса и избирательного ценза, прописанное в Акте о Риксдаге 1866 г., означало, что первая палата являлась форумом помещиков, высших чиновников, торговцев и промышленников, а во второй палате крестьяне-помещики составляли большинство.
Требования Первой палаты об укреплении обороны страны и расширении государственного управления плохо согласовывались с политикой жесткой экономии и антидотационной политики, проводимой Второй палатой, а также с ее настойчивым требованием об отмене поземельного налога. Политическая жизнь превратилась в окопную войну между палатами риксдага.
Инициатива короля, в основном носившая консервативный характер, в основном касавшаяся вопросов перевооружения и повышения жалованья государственным служащим, была аннулирована противодействием второй палаты. Только в 1890-х годах был найден компромисс и стало возможным решить проблему поземельного налога и обороны. Но за этим стоял уже не король, а его премьер-министр. Власть ускользала из рук стареющего короля.
В конце концов, Оскар II отказался от борьбы за личное королевское достоинство. Однако решающая битва произошла позже — в королевстве его преемника Густава V.
Когда Густав V стал королем в 1907 году, он воздержался от коронации и, таким образом, стал первым некоронованным королем на шведском престоле. Но вряд ли этот его жест можно считать признаком демократизации его взглядов. Это была скорее реакция на пристрастие Оскара II ко всевозможным церемониям, так как Густав V не любил участвовать в подобных представлениях.
Но в то же время он был готов бороться за статус короля как такового. Первые десять лет правления Густава V были отмечены его усилиями по установлению личной власти монарха. Конфликт достиг высшей точки в 1914 году, когда Густав V произнес свою знаменитую речь с балкона дворца.
Но крестьянская кампания сама по себе не была причиной острого политического кризиса, за которым последовала смена правительства, роспуск риксдага и новые парламентские выборы. Причиной стала речь царя к крестьянам, в которой он высказал те же требования, что и они, — немедленно усилить вооруженные силы страны.
Речь короля была попыткой внепарламентскими методами осуществить свою волю в вопросе обороны, без оглядки на законное правительство страны. Причина конфликта теперь была не столько вопросом обороны. Теперь встал также — и прежде всего — вопрос о том, кто на самом деле правит страной — лично король или правительство во главе с премьер-министром.
В обращении к крестьянам с балкона своего дворца Густав V убедительно и умело защищал личную власть короля, и все же борьба за царство была обречена на поражение. Будущее принадлежало демократии и парламентаризму.
Действия Густава V легко могли привести к дальнейшему поражению. В воздухе уже носились требования отречения короля и провозглашения республики. Но Густава V спасла сама проблема, в связи с тем, что он предпринял свою акцию — защиту страны. Когда дело касается ситуации в Европе, он оказался более проницательным, чем ведущие политики. В июне 1914 года Сараево был обстрелян. В августе разразилась Первая мировая война. Швеция объявила мобилизацию, и оборонный вопрос был решен в духе единства.
Однако единоличная власть монарха канула в лету.
На выборах 1917 года победили партии левого крыла, т е либералы и социал-демократы. Густаву V снова пришлось признать либеральное правительство, на этот раз в коалиции с социал-демократами, впервые вошедшими в правительство. Не без колебаний король допустил в правительство представителей партии, в программе которой одним из пунктов было установление республики.
Таким образом, парламентаризм одержал окончательную победу; с тех пор риксдаг, а не король, решает, каким должно быть правительство Швеции. После окончания Первой мировой войны в конституцию был внесен ряд изменений, еще больше ослабивших позиции короля и знаменовавших окончательную победу демократии.
Доходы муниципалитетов и регионов обеспечиваются за счет сбора налогов
Муниципалитеты и регионы нуждаются в средствах для осуществления своей деятельности. Вот почему мы платим налоги. Налоги составляют большую часть доходов регионов и муниципалитетов. Эти доходы также состоят из государственных субсидий и платы за обслуживание.
Эти деньги используются для финансирования школ, больниц, дорог и т д. Граждане, имеющие доход, платят налог в муниципалитете, в котором они проживают.
Муниципалитеты и регионы сами определяют ставку налога. Такая система является частью так называемого самоуправления.
Густавианское самодержавие
В период Густавов (1772-1809) власть короля еще больше укрепилась. Полное неприятие Густавом III и Густавом IV Адольфом Французской революции с ее идеями разделения властей, конституционализма и демократии вызвало конфликт с большей частью как аристократии, так и разночинцев в Швеции. Это привело к убийству Густава III в 1792 году в результате заговора группы дворян, фанатично выступавших против самодержавного правления короля. Поражение в войне против России (1808-1809), когда Финляндия была потеряна, привело к государственному перевороту, свержению Густава IV Адольфа и принятию новой конституции.
Демократическая монархия
Несмотря на поражение в борьбе за личную власть короля, Густав V завоевал любовь народа в годы своего правления (1907-1950). Во время Второй мировой войны он был символом единства нации. Это означает, что монархия коренится в личной популярности короля.
Король Густав VI Адольф строго следовал правилам конституционной монархии, сформулированным во время его правления (1950-1973). Он, пожалуй, больше других, и надо признать, немногих современных монархов, способствовал созданию монархии нового типа – монархии демократической.
Почти в течение всего правления Густава VI Адольфа продолжалась работа над новой конституцией, которая была принята в 1975 г взамен конституции 1809 г. В период подготовки конституционной реформы, пожалуй, никто не сыграл столь важную роль в сохранении монархия в Швеции как Густав VI Адольф.
Еще одной чертой личности короля, во многом способствовавшей его популярности, была его естественная, непринужденная манера общения с людьми. Он намеренно избегал церемониальности и помпезности.
Большой вклад Густава VI Адольфа в историю Швеции состоял в том, что во время своего правления он смог преобразовать монархию в соответствии с изменениями в современном шведском обществе и таким образом создать условия для сохранения монархии в Швеции и членов Бернадота династия на шведском престоле.