- Система образования Республики Узбекистан
- Особенности среднего специального и профессионального образования
- Типы учебных заведений
- Право на образование в Узбекистане
- Дошкольное образование
- Задачи дошкольного образования
- Типы заведений дошкольного образования по направленности
- Среднее образование
- Различия между академическими лицеями и профессиональными колледжами
- Высшее образование
- В вузовскую систему входят
- В Узбекистане функционируют три типа организаций высшего образования
- Высшее образование в Узбекистане разделено на следующие сферы
- Учителя и общественная жизнь
- О профессиональной деятельности
- Экзамены в школе
- Особенности школьной программы
- Двухступенчатая аттестация
- Общее учебное время распределяется следующим образом
- Система оценивания в школах
- Взаимодействие с родителями
- Правила обучения в ВУЗах
Система образования Республики Узбекистан
Система образования состоит из:
- государственные и негосударственные образовательные учреждения, реализующие образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- учреждения, осуществляющие научную и образовательную деятельность, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность, необходимую для функционирования университетов;
- государственные органы в сфере образования, а также подведомственные им предприятия, учреждения и организации.
Образование в Республике Узбекистан осуществляется в следующих формах:
Общее руководство системой образования осуществляет Кабинет Министров. Кабинет Министров также непосредственно управляет отдельными высшими учебными заведениями, к которым относится Ташкентский исламский университет, а также филиалы всемирно известных зарубежных университетов (МГУ, Вестминстерский университет и так далее).
Особенности среднего специального и профессионального образования
После окончания школы и сдачи государственных экзаменов каждый ученик обязан поступить в академический лицей или профессионально-техническое училище. Прием в эти учреждения осуществляется с учетом оценок, выставленных в аттестате, и вступительного экзамена.
Тестирование проводится одновременно по всей стране 1 августа. Все испытательные материалы, условия испытаний и другие стандарты были разработаны Норвежским государственным испытательным центром. Сами учреждения получают тесты в день экзамена.
Самые престижные факультеты имеют право проводить дополнительное тестирование или собеседование с абитуриентами по профильным дисциплинам.
Обучение в колледже или лицее осуществляется как бесплатно (для учащихся, набравших установленное количество баллов на тестировании), так и на платной основе. Учебный год делится на два семестра. В конце каждого курса есть экзамен.
Все учащиеся колледжей и лицеев обязательно участвуют в хлопкоуборочной кампании, которая длится с начала сентября по ноябрь-декабрь.
Типы учебных заведений
Каждое учебное заведение получает лицензию в соответствии с Норвежским образовательным стандартом высшего образования. Согласно классификатору (так называется систематизированный перечень, включающий все специальности и направления), высшее образование в Узбекистане делится на следующие направления:
- Наука.
- Искусство. Гуманитарные науки.
- Верно. Социальная наука. Бизнес.
- Строительная промышленность наряду с производственным и машиностроительным секторами.
- Сфера образования.
- Социальное обеспечение в связи со здравоохранением.
- Услуги.
- Сельское хозяйство.
В советское время в Узбекистане функционировало 42 вуза, сегодня у абитуриентов выбор гораздо шире – система образования республики представлена:
- 65 университетов. В эту цифру входят 7 филиалов зарубежных вузов и 14 кафедр центральных учебных заведений Узбекистана.
- 800 заведений среднего типа. Среди них 314 учреждений профессионального образования и 48 академических лицеев. Остальные 440 учебных заведений являются техникумами и профессионально-техническими училищами.
- 11 тысяч общеобразовательных школ.
Право на образование в Узбекистане
Каждому гарантируются равные права на получение образования независимо от пола, языка, возраста, расы, национальности, вероисповедания, отношения к религии, социального происхождения, профессии, социального положения, места жительства, стажа пребывания на территории Республики Узбекистан. Право на образование гарантируется:
- развитие государственных и негосударственных образовательных учреждений;
- организация обучения с отрывом от работы и без отрыва от нее;
- бесплатное обучение по государственным программам образования и обучения, а также платное профессиональное обучение в организациях образования на контрактной основе;
- равные права выпускников всех видов образовательных учреждений при поступлении в образовательные учреждения следующей ступени;
- предоставить право гражданам, получившим образование в семье или путем самообразования, на аттестацию в порядке экстерната в аккредитованных учебных заведениях.
Граждане других государств имеют право на получение образования в Республике Узбекистан в соответствии с международными договорами. Лица без гражданства, проживающие в Республике, имеют равные с гражданами Республики Узбекистан права на получение образования.
Дошкольное образование
Задачи дошкольного образования
- раскрыть способности каждого ребенка;
- подготовить детей дошкольного возраста к систематическому образовательному процессу;
- воспитывать здоровое и развитое подрастающее поколение;
- пробуждать в детях стремление к знаниям.
На сегодняшний день в республике действует несколько видов дошкольных учреждений для детей в возрасте 2–7 лет по различным образовательным программам, обеспечивающим уход, присмотр, воспитание и активную реабилитацию детей от 2 до 7 лет.
Типы заведений дошкольного образования по направленности
- Детский сад, детский сад-детский сад, детский сад и домашний детский сад как самостоятельное учреждение или филиал;
- Школа детского сада. Учреждение выполняет функцию начального образования;
- Узкопрофильная образовательная дошкольная организация с определенным приоритетом: язык, спорт, художественно-эстетическое развитие и другое;
- Детский сад, работает с компенсаторными методами, направленными на оказание квалифицированной коррекционной помощи воспитанникам с незначительными отклонениями в психическом или физическом развитии;
- Учреждение для восстановления организма ослабленных детей с наблюдением, включающим проведение профилактических, гигиенических и оздоровительных процедур;
- Комбинированный детский сад – в нем проводятся развивающие, оздоровительные и компенсирующие занятия в разных сочетаниях .
Среднее образование
В начальной школе образование призвано сформировать основу грамотности, навыков и знаний, необходимых для дальнейшего обучения. На следующем этапе студенты получают больше информации, развивают самостоятельное мышление, организаторские способности, приобретают практический опыт, что способствует начальной академической направленности.
Бесплатное школьное образование в Узбекистане рассчитано на детей от 6 до 16 лет. Он состоит из двух шагов:
- начальная (1–4 классы);
- общее полное среднее образование (1–9 классы).
В соответствии с Законом об образовании профессиональное и специальное образование является бесплатным. Преподавание в школах ведется на узбекском языке.
В Узбекистане существует два вида бесплатного среднего образования – специальное и профессиональное. Первую преподают в академических лицеях, вторую – в колледжах. После окончания 9-го класса мальчики и девочки добровольно выбирают тип учебного заведения: каждое из них дает образование, которое является базой для будущей работы или дальнейшего обучения в высшем учебном заведении.
Для поступления в вуз необходимо набрать необходимое количество баллов по результатам тестирования. Все граждане страны имеют право на получение образования в университетах. Согласно нововведениям в этой сфере, в Узбекистане планируется ввести одиннадцатилетнее обучение в общеобразовательных школах.
Различия между академическими лицеями и профессиональными колледжами
В академических лицеях учащиеся продолжают изучать все основные дисциплины. Это фактически схема для предыдущих 10-11 классов, несколько переработанная и дополненная. Кроме того, в лицее учащийся может выбрать направление: гуманитарное, техническое, сельскохозяйственное и др. выпускники лицея получают среднее специальное образование. Как правило, следующим шагом для них становится поступление в вуз.
Студенты профессиональных колледжей изучают специальные дисциплины по выбранному ими профессиональному направлению. Выпускник вуза получает профессиональное образование и квалификацию по выбранной специальности.
Академический лицей №4 Бухарского государственного университета
В колледжах и академиях обучение осуществляется не только по специальности, но и проводится внеучебная работа, существуют кружки и секции для интересующихся детей. «Я и мои ученики частые гости у наших подшефных детей. Мой кружок называется Клуб любителей русского языка, его особенность в том, что мы работаем не только со студентами, но и со школьниками (у нас есть свой подшефный класс), и принцип нашей работы: «Если хочешь выучить язык, выучи другой», — говорит пользователь нашего сайта Азиза Мирзаназарова, преподаватель колледжа в Намангане. — Наша команда также является волонтерами в детском доме №26.
Пока я сама не начала сотрудничать с детским домом «Мехрибонлик №1». 26» (детский дом называется «Мехрибонлик», что буквально означает «доброта, милосердие»), я понятия не имел об условиях проживания детей. Меня удивила атмосфера, педагогический коллектив, условия, созданные для детей, которые так или иначе закончились вне семьи. В приюте есть не только корова, но и верблюд — это пожертвование добрых людей. И дети все хором говорят: «Biz President álennimiz» — «Мы дети президента» детском доме мы устраиваем кукольный спектакль на русском языке».
Высшее образование
Высшее образование в Узбекистане предназначено для подготовки кадров с последующим трудоустройством в различных сферах общественной деятельности, а также экономических сферах: научной, экономической, технической и так далее. Процедура высшего образования анализирует полученные навыки и знания, ориентирует студентов на раскрытие теоретической или практической проблемы в векторах выбранной спецификации с учетом творческого использования современных достижений.
В вузовскую систему входят
- Высшие учебные заведения, реализующие учебные и профессиональные программы по государственным стандартам, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности;
- Научные и образовательные учреждения, осуществляющие научно-исследовательскую работу, необходимую для развития университетов.;
- Органы государственного управления образованием, компании и учреждения, которые им подчиняются.
В Узбекистане функционируют три типа организаций высшего образования
- университет – предлагает программы высшего образования или повышения квалификации по самому широкому спектру специальностей;
- академия — занимается реализацией образовательных программ высшего и послевузовского образования по отдельным научным направлениям и направлениям;
- кафедра — работает в рамках реализации учебных планов высшего и дополнительного образования по определенным направлениям и уровням в границах конкретной отрасли знаний.
Каждое учебное заведение получает лицензию. По классификатору (так называется систематический перечень, включающий все специальности и направления).
Высшее образование в Узбекистане разделено на следующие сферы
- Наука;
- Искусство;
- Гуманитарные науки;
- Верно;
- Социальные науки;
- Бизнес;
- Строительная промышленность, а также производственный и машиностроительный секторы;
- Сфера образования;
- Социальное обеспечение в связи с услугами здравоохранения;
- Услуги;
- Сельское хозяйство.
Читайте также: Страховка Казахстан: как оформить страховой полис для поездки
Учителя и общественная жизнь
Можно без преувеличения сказать, что учителя в Узбекистане являются самой активной социальной группой (часто вовсе не по своей воле).
Так, например, все учителя обязаны участвовать в хлопкоуборочной кампании (с сентября по декабрь), в субботниках (не менее 5-8 раз в учебный год), в избирательных кампаниях (в качестве кураторов), во всех мероприятиях, проводимых Хокимияты в городе и районе (мэрии), махаллинские комитеты (аналоги жилищно-коммунального хозяйства) и другие общественно-культурные организации.
О профессиональной деятельности
Все учителя обязаны проходить государственную аттестацию один раз в 5 лет, работающие в лицеях и колледжах – каждые 3 года. В зависимости от результатов преподавателю присваивается одна из категорий:
- специалист;
- преподаватель II категории;
- преподаватель 1 категории;
- преподаватель высшей категории.
Каждая категория имеет свои условия, в частности учитываются оценка учителя, его участие в общественной жизни школы, профессиональные достижения и контроль знаний учащихся по своему предмету.
Наличие категории дает приятные бонусы в виде доплат к основному окладу. Но если преподаватель не наберет необходимого количества баллов, категорию можно понизить.
Документация, подготовленная учителем, привлекает большое внимание проверяющих вышестоящих инстанций. Помимо основных рабочих материалов (планы, конспекты уроков, классный дневник) учитель несет ответственность за целый перечень документов. Например, отдельные папки для работы по выполнению различных постановлений Кабинета Министров и Президента, конспекты по духовности и самовоспитанию, конспекты занятий с висячими и одаренными детьми, конспекты занятий для кружков и секций, обязательно иметь тетрадь с анализами уроков коллег и т.д.и т.п.
Обязанность: проходить курсы повышения квалификации каждые три года. Здесь они действительно хорошо работают: слушатели курсов узнают много нового не только из методов обучения, но и получают богатый запас методической и дидактической литературы, практических приемов и проходят психологическую подготовку.
Экзамены в школе
Государственные экзамены сдаются в 9 классах. В 4-8 классах — переносные экзамены.
Государственные экзамены в 9 классе: математика (тест), родной язык (выставка), физкультура (теория и практика), физика (устно), химия (устно), второй язык (устно), история (устно).
После ряда экспериментов с формой экзамена было решено вернуться к проверенной практике советской школы: если устно, то готовятся билеты, если письменно, то проводится контрольная работа.
Один и два не являются отрицательными оценками, но если студент рассчитывает поступать в колледж и университет, ему следует постараться набрать как можно больше баллов: количество бюджетных мест ограничено
Переводные испытания проводятся по двум предметам. Из них один является обязательным и рекомендованным Министерством образования, а другой предмет выбирается учащимися самостоятельно из трех дисциплин, предложенных Министерством.
Особенности школьной программы
Базовый план включает 22 предмета. Сетка предметов в школьной программе Узбекистана мало чем отличается от российской. Исключение составляют гуманитарные науки: это история Узбекистана, основы духовности, основы конституции и ряд других предметов. Учебная программа по литературе также сосредоточена на изучении истории узбекской литературы.
С 2012 года согласно указу президента изучение иностранных языков начинается с первого класса. В первом классе уроки проводятся в игровой форме и направлены на обучение разговорной речи, а со второго класса преподаются чтение и грамматика. Чаще всего в качестве иностранных языков школы выбирают английский и немецкий, но есть школы, где изучают китайский, французский, корейский. Русский язык в узбекских школах является обязательным вторым языком, узбекский также преподается в русских школах.
В 2015-2016 годах планируется ввести обязательный экзамен по иностранному языку во всех высших учебных заведениях страны, а некоторые технические предметы и предметы на международных специальностях уже преподаются на иностранном языке. Учителя иностранных языков в школах получают надбавки: 30% для сельских школ и 15% для городских школ.
Программа для школ разработана единообразно – все условия и нормативы прописаны в Государственном образовательном стандарте (ГОС).
Двухступенчатая аттестация
В высшем образовании осуществлен полный переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратура.
Бакалавриат – базовое высшее образование, дающее базовые навыки и достаточные знания в различных областях. Срок обучения не менее 4 лет. По окончании программы государственная комиссия присваивает кандидатам квалификацию «бакалавр» в соответствии с профилем подготовки и выдает диплом установленной формы.
Студенты, обучающиеся на степень бакалавра с 54-часовой учебной нагрузкой в неделю, должны посещать 36 часов занятий в классе. Стандартная продолжительность обучения составляет 4 года. Всего это соответствует 204 неделям.
Общее учебное время распределяется следующим образом
- 60–70 % учебного времени отводится на освоение теоретических знаний;
- Праздничные дни составляют 14–16% ;
- Квалификационная практика занимает 6–9%;
- 9-10% отводится на период сертификации%;
- А работа над дипломным проектом 2-3%.
Магистратура – образование на базе стандартной пятилетней вуза. Позволяет получить не только поверхностные знания, но и относящиеся к выбранной профессии. Продолжительность обучения в магистратуре составляет не менее 2 лет, но получить такую возможность могут только студенты, прошедшие специальный конкурс. По окончании курса обучения кандидат получает звание «магистр» и диплом по специальности.
Обучение в магистратуре длится два года. В сумме это 100 недель.
Время делится на следующие периоды:
- 35–40% — теоретические занятия;
- 40-50% — научная деятельность;
- 5-7% — период аттестации;
- 14-16% — праздничные дни.
Дипломы обеих степеней дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью или продолжать обучение в других учебных заведениях.
Система оценивания в школах
С 2010 года учащиеся оцениваются по системе, установленной «Положением о системе оценивания контроля качества знаний учащихся» и разработанной Норвежским государственным центром тестирования.
Итоговая оценка состоит из нескольких (по пятибалльной шкале):
- текущий контроль — баллы, полученные на уроке;
- промежуточный — для контрольной работы;
- веха — ежегодная оценка, если по данному предмету нет экзаменов;
- итоговый — средний балл за год и за экзамен.
Отличие этой системы в том, что 1 или 2 балла – это не отрицательная оценка, а лишь показатель того, что учащийся не набрал достаточного количества баллов. Так что 1 балл дается просто за присутствие на уроке, за наличие учебного материала. За наличие выполненного домашнего задания можно получить дополнительный 1 балл. Остальное — за работу на уроке.
Но на практике оказывается, что учащийся, претендующий на хорошие оценки, не должен иметь в своем активе 1-2-3 балла, так как они влияют на итоговую оценку.
Взаимодействие с родителями
Управление школой находится в руках попечительского совета школы, который избирается из числа учителей, родителей, старшеклассников и представителей городского ГОНО и хокимията.
Школа в основном финансируется государством. Но из-за недостаточно выделенных средств часть расходов ложится на плечи родителей и привлеченных спонсоров. Например, уже давно сложилась практика, что большую часть годового ремонта оплачивают родители.
Дети любят готовить спектакль для своих родителей
Каждая школа имеет свой лицевой счет, где средства используются по усмотрению попечительского совета и администрации на нужды школы.
В последнее время школам рекомендуется приобретать продукцию собственного производства без брака. Это может быть, например, приусадебный участок, теплица и другие соответствующие виды заработка, где возможно привлечение детского труда.
Но государство пытается помочь. Например, была реализована программа, благодаря которой были реконструированы все старые школы страны. Они не только провели капитальный ремонт, но и достроили необходимые корпуса, в которых разместились лаборатории, компьютерные классы и учебные центры. За годы независимости построены десятки новых школ, в которых уже есть все необходимое для современного школьника.
Правила обучения в ВУЗах
Теперь студенты, обучающиеся на степень бакалавра с 54-часовой учебной нагрузкой в неделю, должны посещать 36 часов аудиторных занятий. Стандартная продолжительность обучения составляет 4 года. Всего это соответствует 204 неделям. Общее время обучения распределяется следующим образом:
- 60-70% учебного времени отводится на освоение теоретических знаний.
- Праздничные дни составляют 14–16% .
- Квалификационная практика занимает 6-9%.
- 9-10% присуждается за период сертификации%.
- А работа над дипломным проектом 2-3%.
Обучение в магистратуре длится два года. В сумме это 100 недель. Время делится на следующие периоды:
- 35–40% — теоретические занятия;
- 40-50% — научная деятельность;
- 5-7% — период аттестации;
- 14-16% — праздничные дни.
Спрос и предложение на высшее образование в Узбекистане.