Цены, действующие до конца 1977 года
В Советском Союзе в свободной продаже было много разных марок, некоторые из которых сегодня уже не производятся. Бензин А-72 считался одним из самых популярных. Цена была 70 копеек в Союзе за 10 литров (обратите внимание на количество!). Ценовое равенство объяснялось тем, что все АЗС были государственными, а цены на топливо регулировались государством.
Посмотрим, сколько стоит в СССР бензин разных марок за 10 литров по утвержденному прейскуранту ноября 1968 года:
- Авиация (непонятно для чего использовалась, возможно для работы спец частей и техники) — 1 рубль 20 копеек.
- Экстра (используется для мотоциклов, прошел усиленную очистку) — 1 рубль.
- АИ-98 (высокооктановый, используется очень редко) — 1 руб. 05 копеек
- А-72 (этот вид топлива пользовался наибольшим спросом, его использовали для легковых автомобилей и частично для новых моделей грузовиков) — 70 коп.;
- А-76 подходил почти к любой машине — 75 копеек.
- Топливная смесь для двухтактных двигателей — 80 коп.
- АИ-93 встречался крайне редко, чаще всего в кемпингах цена литра 95 копеек.
- Дизель — 40 копеек.
В то время в стране не было точных заправочных станций, поэтому топливо продавалось 10-литровыми партиями. Нефтяным танкерам не разрешалось производить меньше этого количества. Небольшие отклонения от стоимости бензина допускались только в отдаленных районах Сибири, по-видимому, члены комиссии устанавливали стоимость доставки топлива.
Авиационный бензин и бензин высшего качества продавались с ограничениями. Его могли купить только предприятия; в продаже частным лицам было отказано. Остальные виды топлива для автотранспорта и государственных организаций продавались по специальным талонам, а населению — за наличный расчет.
Тот факт, что бензин был таким дорогим, никого не смущал, каждый водитель мог позволить себе заправить полный бак, а единая цена только способствовала этому. Было предпринято несколько попыток ввести ваучеры для частников, но госкомитет пришел к выводу, что этого делать не следует. А продовольственные магазины занимались раздачей талонов по какой-то не существенной причине. В то же время власти сочли экономически нецелесообразным введение специального регламента по выдаче талонов.
Повышение цены в 1978 году
Первое повышение цен на бензин в СССР было произведено в 1978 году. Затем цена на топливо подорожала, исходя из прейскуранта, утвержденного в 1968 году, ровно в два раза. Мы участвовали в расчете новых цен в правительственном ценовом комитете, который курировал всю отрасль. Сотрудники разработали и согласовали прайс-лист, и он вступил в силу с января следующего года.
Этому же комитету было поручено следить за качеством по разработанным ГОСТам на разные сорта топлива. Действия за несоблюдение качества были достаточно жесткими — директора и офицеры могли попасть в тюрьму на несколько лет через суд. Разбавленный бензин в те годы был большой редкостью.
После повышения цен в 1978 году некоторые марки бензина были сняты с продажи, а остальные имели следующую цену за 10 литров:
- А-76 — 1,5 рубля;
- АИ-93 — 2 рубля;
- АИ-98 — 2,2 рубля;
- авиация — 2,4 рубля;
- топливная смесь – 1,7 руб.
Бензины марок А-72 и А-66 со временем были сняты с продажи, и мотоциклисты самостоятельно смешивали топливную смесь прямо на заправке.
Какие были цены?
Теперь вы знаете, какие марки бензина были в ходу в СССР. Далее поговорим о ценах, которые сегодняшние водители старшего возраста вспоминают с большой тревогой.
За все время существования государства цены поднимались всего несколько раз. Давайте взглянем на таблицу ниже:
Марка топлива | Цена за 10 литров по ГОСТу от 29 ноября 1968 г |
Авиация | 1 стр. 20 экз. |
Экстра ВТУ НП 67-60 | 1 р. |
АИ-93 | 95 копий. |
А-66 | 60 копий. |
А-72 | 70 копий. |
А-76 | 75 экз. |
Сланец | 60 копий. |
Топливная смесь ВТУ 30-8-63 | 80 копий. |
АИ-98 | 1 п. 0,5 коп. |
Цены в магазинах были одинаковыми по всей стране. Разве что, в отдаленных северных и сибирских районах — чуть выше. Это было связано с дополнительными расходами на доставку. Частники покупали топливо за наличные. Государственный сектор — по ваучерам. Были попытки ввести талоны для всех категорий покупателей, их начали продавать в продуктовых магазинах (рубеж 60-70-х и начало 80-х годов), но инициатива не прижилась.
Марки АИ-98 и Экстра частным лицам не продавались.
- В начале 70-х цены на все бензины, кроме А-76, выросли в среднем на 5 копеек.
- В 1978 году цены на топливо удвоились.
- В 1981 году был очередной скачок, и снова ценники выросли на 100%.
В 1980 году многих бензинов старых марок уже не было в СССР, они были сняты с продажи. Таким образом, ценовая картина в 1981 году выглядела так:
Марка топлива | Стоимость топлива в 1981 г после повышения |
А-76 | 3 р. |
АИ-93 | 4 р. |
АИ-98 | 4 года 40 чашек. |
Сланец | 2 стр. 60 экз. |
Авиация | 4 стр. 80 экз. |
Топливная смесь | 3 стр. 40 экз. |
Сколько стоил бензин в СССР
Просто говорить о стоимости бензина в Советском Союзе не очень интересно, поэтому мы подготовили сравнительный анализ расходов рядового советского гражданина на топливо по отношению к получаемой им зарплате.
Как известно, для большинства граждан республик большой разницы в оплате труда не было. Плотник может получать не меньше, чем ведущий лаборант, потому что и тот, и другой выполняли полезную работу для общества. В период с 1960 по 1975 год средняя зарплата по штату увеличилась вдвое и составила 145 рублей.
По современным меркам это не более 18 тысяч рублей, но ведь цены в Советском Союзе были гораздо ниже. Средняя заработная плата к 1985 году достигнет 200 рублей. Но, как известно, средняя заработная плата никогда не отражает реального положения дел. Квалифицированный, востребованный специалист по трудовой профессии в СССР вполне мог зарабатывать свыше 250 рублей в месяц.
Теперь сравним эти данные со стоимостью бензина. Для наглядности мы объединили все продаваемые на тот момент бренды в единую таблицу. Цены действительны для 1970-х годов.
Таблица 1
Тип топлива | Цена за 1 литр | Цена за 100 литров |
А-66 | 6 копеек | 6 рублей |
А-72 + тракторное масло | 8 копеек | 8 рублей |
А-72 | 7 копеек | 7 рублей |
А-76 | 7,5 копеек | 7,5 руб |
АИ-93 | 9,5 копеек | 9,5 руб |
Дополнительный | 10 копеек | 10 рублей |
Авианаправление | 12 копеек | 12 рублей |
Сланец | 6 копеек | 6 рублей |
Дизельное топливо | 3,3 копейки | 3,3 рубля |
Большинство заправок в СССР не выдавали за раз меньше 10 литров. Конструкция колонок позволяла выпускать топливо в объеме, кратном пяти. То есть в бак можно было залить 10, 15, 20 и так далее литров.
Средний расход бензина в течение месяца, в зависимости от пройденного расстояния, у рядового гражданина не превышает 120 литров, обычно в пределах 60-70 литров. То есть покупатели самого популярного А-72 с таким пробегом тратили на топливо не более пяти рублей в месяц. Даже по отношению к стандартной зарплате в 145 рублей это очень скромная цифра.
Единственный минус этой истории в том, что в СССР еще не были разработаны экологически чистые присадки, поэтому топливо содержало металлическую составляющую, в том числе и на запрещенной ныне ТЭЦ.
Читайте также: Бизнес в Румынии: как открыть компанию и банковский счет в 2023 году
Марки бензина
В СССР на заправках продавались следующие виды топлива:
- А-66 — топливо для низких температур, выпускаемое для северных регионов;
- А-72 — на протяжении многих лет самая популярная марка, используемая для автомобилей, мотоциклов и некоторых типов грузовиков;
- А-76 — этот бензин тоже был востребован;
- АИ-93 — изначально можно было купить только на трассах в туристических регионах (позже был переименован в АИ-92, сейчас пользуется спросом);
- АИ-98 – редко используемый бензин;
- дизельное топливо.
В первой половине прошлого века в стране использовались и другие марки бензина, например А-56 для грузовых автомобилей, А-70 и А-74 для иномарок, ЗИМ последних моделей и ЗИС-110.
В последующие годы компаниям и учреждениям также можно было продавать реактивное топливо высокой степени очистки и топливо «Экстра» для мотоциклов. Однако для физических лиц эти два вида топлива были недоступны.