Входит ли Россия в Евросоюз?

Эмиграция

Что такое Евросоюз

Европейский Союз (ЕС) — это объединение 28 европейских государств, целью которых является развитие и защита интересов друг друга. Внутри государств проводится независимая политика, а общие вопросы решаются путем переговоров между союзными членами.

Институт ЕС включает в себя Европейский совет, Европейскую комиссию, Совет министров, Счетную палату, Центральный банк и парламент. Парламент избирается народом каждые пять лет.

Государства ЕС

входит-ли-россия-в-евросоюз-2

В настоящее время в ЕС входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словении, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Швеции и Эстонии. Первоначально в состав ЕС входили шесть государств: Бельгия, Западная Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция.

Ни одна страна, за исключением Великобритании, которая сейчас находится в процессе оформления своего выхода, еще не вышла из ЕС, хотя договор предусматривает это беспрепятственно. Албания, Македония, Сербия, Турция и Черногория подали заявки на членство в ЕС.

Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария не присоединились к союзу, но играют важную роль в его экономике. Миниатюрные государства Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино участвуют в отношениях с европейскими странами через международное соглашение и используют единую валюту – евро.

История создания ЕС

Идея объединения европейских государств возникла еще у российского императора Александра Первого, инициатора создания Священного союза между Россией, Пруссией и Австрией.

 

После Второй мировой войны премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль вновь высказался на эту тему, предложив создать Соединенные Штаты Европы по примеру Америки. Результатом стал Совет Европы, основанный в 1949 году, который сосредоточил свою работу на вопросах прав человека в европейских странах.

Подписание договора об учреждении Совета Европы
Подписание соглашения о создании Совета Европы. Путь к интеграции продолжился германо-французской декларацией о создании объединения угля и стали, а затем, в 1951 г., Бельгия, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция подписали Парижское соглашение о создании международного организация ECSC (ECSC), объединившая угольную, железорудную и металлургическую промышленность этих стран.

 

Опасаясь национального суверенитета, Великобритания не участвовала в договоре, а в 1957 г вышеназванные государства, подписав Римский договор, основали Европейское экономическое сообщество, ставшее прообразом Европейского Союза. Европейский союз — краткая история на карте В 1967 году три отдельных европейских сообщества — Сообщество угля и стали (ЕОУС), Экономическое сообщество (ЕЭС) и Сообщество по атомной энергии (Евроатом) объединились в единую структуру — Европейские сообщества . Со временем к ним присоединились и другие страны, а в 1992 году все государства, входившие в их состав, подписали в Голландии Маастрихтский договор, создав Европейский союз. Этот договор стал еще одним основополагающим документом наряду с Договором о ЕЭС.

Три столпа ЕС:

 

  • ЕОУС, Евратом, ЕЭС;
  • Общая внешняя политика и политика безопасности;
  • Единая политика по внутренним и юридическим вопросам.

Ключевой задачей соглашения было создание Экономического и валютного союза (ЭВС), а также введение единой европейской валюты, что само по себе было беспрецедентным шагом.

 

В 2004 году к ЕС одновременно присоединились десять стран, и руководство ощутило на себе всю тяжесть бюджетных расходов. Кроме того, проект единой конституции ЕС был отклонен, организация по-прежнему руководствуется в своей деятельности несколькими базовыми документами.

Маастрихтский договор был очень важен для европейских стран, но у него был и существенный недостаток: в нем не было пункта о глубокой реформе структуры всех существующих органов ЕС, что должно быть включено в документ с учетом новых задачи интеграции с растущим числом участников. Государства не смогли договориться, некоторые были категорически против расширения полномочий ЕС. Что такое Маастрихтский договор? Позднее были подписаны еще три важных для деятельности ЕС соглашения:

 

  • 1997: Амстердамский договор. Он реформировал третью «опору», включил шенгенские правила в право ЕС, расширил полномочия парламента.
  • 2002: Ниццкий договор. Он подготовил ЕС к расширению на восток, ввел новое распределение голосов в Европейском совете и парламенте, упростил механизмы принятия решений.
  • 2007: Лиссабонский договор. Он реформировал структуру органов ЕС, упорядочил процедуры принятия решений, усилил внешнеполитические функции ЕС.

Порядок вступления в ЕС

Вступление страны в ЕС изначально регулируется Копенгагенскими критериями. Они представляют собой реализацию демократических прав и свобод человека, принципов верховенства закона. Страна должна иметь высокоразвитую рыночную экономику и признавать правила и законы ЕС.

Государство-кандидат отправляет заявку в Европейскую комиссию, а затем в Европейский совет для обработки. Обе организации должны дать положительное заключение. Соответствие Копенгагенским критериям многократно проверяется на переговорах со страной-кандидатом.

Представлено много условий. Часто необходимо изменить законодательство, которое противоречит действующему законодательству ЕС. Переходное соглашение также заключается, когда страна готовится к вступлению в ЕС. Государство должно быть европейским по географии и принадлежать к европейской цивилизации.

Нет никаких изменений в том, что в союз может вступить государство исключительно в Европе. Но примеры из Марокко и Израиля, когда прием в ЕС возможен только без «полноправного членства», говорят об обратном.

входит-ли-россия-в-евросоюз-3

Кто вправе вступить в Евросоюз?

В 1993 году в Копенгагене состоялась встреча членов Евросоюза, где участники разработали правила приема новых государств — Копенгагенские критерии. Чтобы стать членом ЕС, страна должна соответствовать следующим критериям:

  • государство основано на демократических принципах;
  • государство поддерживает свободы и права человека, обеспечивает свободу слова и равенство перед законом;
  • в стране обеспечивается стабильное развитие государственных и общественных институтов;
  • национальные меньшинства защищены;
  • развивается рыночная экономика, государство имеет устойчивое финансовое положение;
  • соблюдается верховенство закона;
  • государство уважает принципы и законы Европейского Союза.

ПРИМЕЧАНИЕ В дополнение к Копенгагенским критериям потенциальные государства-члены ЕС должны соответствовать географическим критериям — любая страна, принадлежащая к европейской цивилизации, имеет право стать членом ЕС.

Страны, входящие в ЕС

Текущий список стран, которые являются членами Европейского Союза в 2023 году (сегодня), выглядит следующим образом.

СТРАНЫ ЕВРОСОЮЗА 2023

ДАТА РЕГИСТРАЦИИ ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНА 1. Германия 25 марта 1957 г. 2. Бельгия 3. Италия 4. Люксембург 5. Нидерланды 6. Франция 7. Дания 1 января 19738. Ирландия 9. Греция 1 января 198110. Испания 1 января 1986 11. Португалия 12. Австрия 1 января 1995 13. Финляндия 14. Швеция 15. Венгрия 1 мая 200416. Кипр 17. Латвия 18. Литва 19. Мальта 20 . Польша 21. Словакия 22. Словения 23. Чехия 24. Эстония 25. Болгария 1 января 2007 г. 26. Румыния 27. Хорватия 1 июля 2013 г)

В четверг 23 июня 2016 года в Великобритании прошел референдум, известный всему миру как Brexit. В голосовании приняли участие более 30 миллионов человек. Окончательная явка составила 71,8%. В результате 51,9% британцев изъявили желание выйти из ЕС. При этом большинство граждан Англии и Уэльса поддержали выход из ЕС, а граждане Шотландии и Северной Ирландии выступили против.

Согласно статье 50 Лиссабонского договора, вступившего в силу в 2009 году, любая страна ЕС имеет право выйти из этого объединения. Эта статья регулирует процедуру выхода из ЕС, в частности на окончательное согласование условий дается максимум 2 года. Официальное начало процесса отделения Великобритании от ЕС было запланировано на 29 марта 2019 года. Затем последовало шестимесячное продление до 31 октября 2019 года.

Важно: в полночь с 31 января на 1 февраля 2020 года Великобритания официально вышла из ЕС. Страна лишилась представительства и права голоса в органах власти ЕС, но при этом оставалась частью единого экономического пространства до конца 2020 года. В течение 11 месяцев Великобритания и ЕС должны были согласовать новые условия торговли и сотрудничества. В настоящее время ведутся переговоры.

Список стран ЕС на 2023 год включает 27 государств.

Европейская комиссия

Создание Европейского союза

Идея создания Евросоюза возникла на фоне страшных последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом экономически, министр иностранных дел Франции Робер Шуман предложил в 1950 году объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.

В результате в 1951 г шесть государств — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург — подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Быстрый рост торговых отношений за 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 г., что привело к образованию Европейского экономического сообщества – основы современного ЕС.

Европейский Союз в его нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, вступившего в силу с 1 ноября 1993 года, что привело к появлению единой европейской валюты — евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС были внесены изменения в соответствии с соглашениями, подписанными в Амстердаме (1997 г.), Ницце (2001 г.) и Лиссабоне (2009 г).

Страны, которые входят в Шенгенскую зону

Страны, входящие в Шенгенскую зону

В 1985 году члены ЕС подписали соглашение в городе Шенген, расположенном в Люксембурге. Затем были сняты ограничения на передвижение между странами и образовано Шенгенское пространство. В 1985 г в Шенгенскую зону входило 5 стран, а в 2023 г. – 22 государства ЕС и 4 страны, не входящие в ЕС.

Граждане этих стран имеют право без ограничений перемещаться между странами. Граждане других стран получают шенгенскую визу. Шенген официально включает Исландию, Норвегию, Швейцарию и Лихтенштейн. Соглашение не подписали Монако, Сан-Марино, Андорра и Ватикан, но на их границах нет пограничного контроля, т.е страны входят в зону свободного передвижения.

Болгария, Кипр, Румыния и Хорватия входят в ЕС, но не в Шенгенскую зону. Посольства этих стран не выдают шенгенские визы, но въезд разрешен по шенгенской визе, полученной в другой стране.

Что нужно для вступления в ЕС

Процедура приема в ЕС начинается с подписания соглашения об ассоциации с ЕС и подачи официальной заявки на членство. Когда заявка проходит процедуру одобрения Европарламентом и каждым государством-членом ЕС, страна получает статус официального кандидата. Это означает, что потенциальный член ЕС представил дорожную карту с определенными условиями и реформами, необходимыми для завершения процедуры вступления. Выполнение этих условий является гарантией членства.

Страна должна соответствовать Копенгагенским критериям, к которым относятся:

  • приверженность страны демократическим принципам;
  • соблюдение принципов свободы и уважения прав человека;
  • соблюдение принципов верховенства права;
  • наличие конкурентной рыночной экономики;
  • признание общих правил и стандартов ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Достижение статуса официального кандидата в члены ЕС дает стране конкретные преференции в виде финансирования (субсидии, инвестиции, техническая помощь). Кроме того, страна включена во многие программы и имеет право на получение внушительной суммы безвозвратных средств от Фонда восстановления и помощи. Страна-кандидат также интегрируется в энергетический рынок, получает возможность снизить налоги на импорт, увеличить квоты на поставку многих товаров на европейский рынок.

Изменение климата и окружающая среда / Энергетика

Изменение климата и окружающая среда

Темы изменения климата и окружающей среды имеют огромное значение как для ЕС, так и для России.

Обе стороны подписали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК ООН). Для обеих сторон действует Парижское соглашение (после его ратификации ЕС в октябре 2016 г и «принятия» Россией в сентябре 2019 г.). Это первое универсальное глобальное соглашение, направленное на предотвращение опасного изменения климата путем ограничения темпов глобального потепления значительно ниже 2°C и стремления ограничить его до 1,5°C. 27-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, состоявшаяся в ноябре 2022 года в египетском Шарм-эль-Шейхе, была приурочена к 30-летию принятия конвенции.

За это время в мире удалось многое сделать для борьбы с изменением климата и его негативными последствиями для планеты; теперь мы лучше понимаем науку об изменении климата, лучше оцениваем его последствия и разрабатываем инструменты для борьбы с причинами и следствиями. Теперь мы гораздо лучше понимаем потенциальные масштабы климатического кризиса и меры по его эффективному предотвращению.

У нас есть научные данные, которые четко указывают на необходимость срочных действий по быстрому сокращению выбросов парниковых газов, на необходимость помочь людям адаптироваться к негативным последствиям изменения климата и на разработку стратегий, обеспечивающих развивающимся странам ресурсы, необходимые им для участия в этих глобальных усилиях, особенно на фоне череды международных кризисов, включая нынешний глобальный кризис продовольственной безопасности, усугубляемый изменением климата, опустыниванием и нехваткой воды, особенно в Африке, которая больше всего пострадала от этих кризисов.

В 2015 году мировое сообщество объединилось и проявило готовность к достижению необходимых компромиссов, что позволило принять Парижское соглашение. Мы должны использовать возможности для «зеленого» перехода посредством совместного творческого мышления и необходимой политической воли. В ноябре 2020 года президент Путин подписал указ, предписывающий правительству «обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70 процентов по сравнению с уровнем 1990 года», что стало «национально определяемым вкладом» (ОНВ) России в реализацию Парижское соглашение.

В декабре 2019 года в России был принят национальный план действий по адаптации к изменению климата на период до конца 2022 года. Кроме того, вскоре свет увидят долгосрочная стратегия низкоуглеродного развития и закон об ограничении выбросов парниковых газов день, который установит обязательства по отчетности для предприятий, которые являются крупнейшими источниками загрязнения.

Россия, на долю которой приходится 5% мировых выбросов парниковых газов, является пятым по величине источником загрязнения после Китая, США, ЕС и Индии. Он имеет высокие выбросы на душу населения и интенсивность выбросов. Являясь одним из крупнейших поставщиков газа, нефти и угля с низкой энергоэффективностью, Россия также обладает самой большой в мире площадью лесов. В силу своей близости к ЕС и климатической политики Россия, помимо глобального, также оказывает прямое влияние на ЕС через риск миграции углеродоемких производств и искажения конкурентных условий в энергетике и торговле.

Россия имеет большие территории дикой природы, где находится более 20% водных и лесных ресурсов на земле. Однако при таком уникальном природном богатстве она страдает от ряда экологических проблем, отчасти унаследованных от Советского Союза, а отчасти вызванных последующим экономическим ростом, среди наиболее серьезных угроз утраты биоразнообразия, вырубки лесов, незаконных рубок, воды, почвы и загрязнение воздуха.

Учитывая наличие протяженных общих сухопутных и водных границ, а также связь между биосистемами и рисками, экологические проблемы можно и нужно решать сообща. В области изменения климата и глобального потепления необходимость совместных действий с международным сообществом еще более очевидна.

Война на Украине не только нанесла огромный ущерб окружающей среде в зоне боевых действий, но и привела к снижению приоритетности экологических и климатических вопросов.

Энергетика

Мир переживает глобальный энергетический кризис беспрецедентной глубины и сложности. В центре кризиса находится Европа, серьезно влияющая на рынки, политику и экономику стран по всему миру. Эти трудности начались еще до российского вторжения в Украину, но вторжение их сильно усугубило. Аномальный рост цен провоцирует пересмотр мер и приоритетов в энергетике.

Энергетические связи между Европой и Россией были разорваны, что поставило под вопрос жизнеспособность решений, принимаемых десятилетиями по инфраструктуре ископаемого топлива и связанным с ней инвестициям. Это фундаментальная переориентация международной торговли энергоносителями, несмотря на устранение давних уязвимых мест, что влечет за собой новые рыночные риски.

Многие черты этого нового мира еще не устоялись до конца, но возврата к старому порядку не будет. И мы знаем из предыдущих энергетических кризисов, что процесс корректировки вряд ли пройдет гладко. Кроме того, корректировка теперь будет происходить на основе обязательств стран по переходу на экологически чистую энергию.

Неспровоцированное вторжение России в Украину в феврале этого года имело далеко идущие последствия для мировой энергетики, нарушив устоявшиеся модели спроса и предложения и установившиеся торговые отношения.

Наложение текущего энергетического кризиса на пандемию ковида означает, что 70 миллионов человек, которые лишь недавно получили доступ к электричеству, скорее всего, больше не смогут его себе позволить, а 100 миллионов не смогут готовить на чистом топливе и вернутся к нездоровым и небезопасным методам приготовления пищи. Это глобальная трагедия. И мы имеем дело не только с энергетическим кризисом — многие страны также сталкиваются с продовольственным кризисом и все более заметными последствиями изменения климата.

Ошибочно думать, что вся проблема здесь в чистой энергетике, но это совсем не так. Мир борется не потому, что чистой энергии слишком много, а потому, что ее все еще слишком мало. Увеличение перехода на чистую энергию поможет смягчить удар нынешнего кризиса и станет лучшим выходом из него. Ложно обвиняя меры по борьбе с изменением климата и переход к экологически чистой энергии в нынешнем кризисе, люди — намеренно или косвенно — отвлекают внимание от реальной причины — вторжения России в Украину.

Другое недоразумение заключается в том, что нынешний кризис вызовет серьезный спад в климатических мерах. Фактически, с беспрецедентной реакцией стран по всему миру, это может стать переломным моментом в направлении более экологичных и безопасных энергетических систем.

В то же время сегодняшние серьезные глобальные энергетические и климатические вызовы повышают риск геополитических разногласий и новых международных споров, особенно между развитыми и многими развивающимися или развивающимися экономиками. Наш ответ на нынешний кризис должен характеризоваться единством и солидарностью. Это касается не только Европы этой зимой, но и следующей, обещающей быть суровой, а также всего мира.

Чтобы добиться успеха, преобразование энергии должно осуществляться справедливым и инклюзивным образом, помогая нуждающимся и обеспечивая широкое распространение преимуществ новой энергетической экономики. И хотя все страны сейчас вынуждены отражать тяжелые удары кризиса, последнее, что им следует делать, это замыкаться в себе и переставать поддерживать друг друга. Наоборот, мы должны сотрудничать и укреплять взаимное доверие.

Образование / Наука и технологии

Образование

Ежегодно 1,4 миллиона студентов со всего мира приезжают учиться в европейские вузы. Выбор в Европе богат: тысячи университетов и других учебных заведений, а также научно-исследовательские центры мирового уровня. Каждый студент может выбрать то, что ему подходит – поступать на бакалавриат, магистратуру, докторантуру или поехать по краткосрочной программе обмена.

+Erasmus, программа ЕС, поддерживающая образование, обучение, молодежь и спорт, предоставляет ряд возможностей для мобильности и сотрудничества, в том числе в сфере высшего образования.

До февраля 2022 года Россия была одной из ведущих стран Erasmus+ за пределами ЕС, активно участвуя во всех направлениях этой программы, как на уровне университетов, так и отдельных студентов. Среди стран-партнеров Erasmus+ у России было больше возможностей для обмена, так что около 4000 студентов и преподавателей могли ежегодно учиться, преподавать и стажироваться в ЕС и России.

После начала агрессивной войны России против Украины ЕС прекратил участие в программе Erasmus+ российских юридических лиц, находящихся в подчинении или более чем на 50% принадлежащих государству. Однако российские студенты по-прежнему могут участвовать в программах индивидуальной мобильности и Erasmus Mundus Joint Masters (EMJM). Вы можете прочитать о текущих возможностях в рамках программы Erasmus+ здесь.

Экономическая роль Евросоюза в мире

ЕС является одним из ведущих мировых экономических блоков, занимающихся торговлей, инвестициями и производством:

  • ВВП на уровне 17,2 трлн долларов США (одна шестая часть мирового).
  • Крупнейший экспортер и импортер товаров (покупает нефть, газ, руду и другое сырье). Организация имеет наиболее развитые торговые отношения с США, Китаем, Швейцарией, Россией и Японией.
  • Ключевой источник прямых иностранных инвестиций. Инвестирует в энергетические, транспортные и коммуникационные проекты, технологическое развитие и экологические программы по всему миру.
  • Сотрудничает с такими организациями, как ООН, МОТ (Международная организация труда), ВТО (Всемирная торговая организация) и ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности), и активно участвует в разработке международных прав и стандартов, G 7 и G 20, и помогает экономики организаций-членов развивать и укреплять свои позиции на мировых рынках, повышать благосостояние населения. Он также оказывает помощь и поддержку в различных областях (борьба с бедностью, экологическое экономическое развитие и торговля) некоторым развивающимся странам.

Страны ЕС в 2023 году: список стран-членов ЕС, кандидаты, карта, экономика, Шенген, вышедшие из ЕС
Флаг ЕС

Цели и задачи ЕС

Основными целями при создании Европейского союза назывались содействие миру и улучшение благосостояния европейских народов. Затем были озвучены задачи, способствующие реализации основной цели, которые заключаются в следующем:

  • Создание в Европе свободного и безопасного пространства без внутренних границ и предоставление проживающим в ЕС гражданам прав и свобод в рамках ЕС;
  • Создание единого рынка для обеспечения эффективного ведения торговли в Европе при свободной и честной конкуренции;
  • добиться сбалансированного экономического роста и стабильности цен, учитывающих социальные потребности и благосостояние людей;
  • Развитие науки, технологий, образования для обеспечения государств-членов ЕС квалифицированной рабочей силой и высокотехнологичным производством;
  • Предотвращение социальной изоляции, избавление от бедности, поощрение равенства, в том числе меньшинств. Уважение прав детей и пожилых людей;
  • Уважение к национальной и общеевропейской культуре, единство стран и народов, ответственность членов ЕС друг за друга;
  • Содействовать миру во всем мире, обеспечивать безопасность людей, ответственное использование природных ресурсов и улучшать экологическую ситуацию на планете в соответствии с Уставом ООН и международными правилами.

Сельское хозяйство / Здравоохранение

Сельское хозяйство

Российское вторжение в Украину значительно подорвало глобальные сельскохозяйственные рынки, тем более что Россия и Украина являются крупными экспортерами зерна, пшеницы, кукурузы, масличных культур (особенно подсолнечника) и удобрений. Это увеличило волатильность рынка, что привело к росту цен на важные сельскохозяйственные товары и ресурсы.

Чтобы заставить Россию прекратить войну, ЕС ввел ряд санкций. Однако российская сельхозпродукция не входит в санкционный список.

Санкции ЕС применяются только к двусторонней торговле между ЕС и Россией, а не к международным торговым потокам. Санкции ЕС не имеют экстерриториального действия. Физические и юридические лица из третьих стран могут ввозить из России продовольственную сельскохозяйственную продукцию. Некоторые российские банки были отключены от системы SWIFT из-за санкций ЕС. Через другие российские банки по-прежнему можно проводить транзакции по SWIFT. Санкции ЕС не запрещают предприятиям Евросоюза покупать, ввозить и оплачивать российскую сельхозпродукцию, если в этих процессах не участвуют подсанкционные лица. ЕС тщательно избегает прямого и полного запрета на импорт российской сельхозпродукции и удобрений.

В частности, для случаев, когда для ввоза сельскохозяйственных товаров из России необходимы ограниченные услуги, санкции ЕС предусматривают исключения.

Страны ЕС могут разрешить судам под российским флагом заходить в порты ЕС, а российским автотранспортным компаниям работать в ЕС с целью торговли сельскохозяйственной и пищевой продукцией, включая пшеницу и удобрения. Также возможно предоставление бюджетного финансирования и финансовой помощи для торговли от компании ЕС в российском агропромышленном комплексе.

Санкции ЕС также предусматривают ряд гуманитарных исключений. Страны ЕС могут разрешить проход российских самолетов в свое воздушное пространство в гуманитарных целях.

Страны ЕС также могут разрешить судам под российским флагом доступ в порты ЕС и въезд в ЕС российских автомобильных перевозчиков с целью импорта или перевозки несанкционированной сельскохозяйственной продукции, включая удобрения и пшеницу.

Сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, в том числе гербициды, удобрения и сельхозтехнику, можно экспортировать из ЕС в Россию без участия подсанкционных субъектов.

Здравоохранение

ЕС продемонстрировал международную солидарность в борьбе с пандемией и ее социально-экономическими последствиями, выделив более 13 млн евро на поддержку групп населения России, наиболее пострадавших от пандемии, включая пожилых людей; женщины и дети, ставшие жертвами домашнего насилия, а также инвалиды и мигранты.

Помимо разовой помощи, ЕС выделил средства на долгосрочную поддержку выхода российского общества из кризиса, вызванного covid-19, формирования доходов малообеспеченных слоев населения и развития занятости в регионах.

В России пандемия COVID-19 в очередной раз укрепила представления о несостоятельности таких наднациональных образований, как ЕС. Российские власти и прогосударственные СМИ распространили сообщения о том, что крупные авторитарные державы, такие как Китай и Россия, отреагировали на вирус более эффективно, чем Запад. Западные демократии, в первую очередь США, якобы не смогли справиться с ситуацией, продемонстрировав слабость своих политических систем и непреодолимый раскол в обществе. Кроме того, брюссельские структуры ЕС якобы показали свою неспособность действовать в условиях пандемии и мешать странам ЕС преследовать свои узкие интересы.

Все процессы, связанные с COVID, в ЕС действительно происходили в условиях более пристального национального и международного внимания, чем когда-либо. Это логическое следствие повышения прозрачности демократических политических систем. В России ситуация с коронавирусом никогда не была и не является такой открытой, и хотя были предприняты большие усилия по мобилизации системы здравоохранения, независимые анализы показывают, что статистика заболеваемости и смертности здесь сильно фальсифицирована, особенно по регионам.

Российская Федерация явно упустила возможность с вакциной «Спутник-V», достойной стать одним из ключевых инструментов в борьбе с COVID-19 во всем мире, а также в самой России, население которой по-прежнему в основном выступало против иммунизации. Преждевременные и противоречивые заявления об успехе российской вакцины создали впечатление политизированного процесса. Независимые СМИ, активисты гражданского общества и медицинские работники были сурово наказаны за распространение «фейковых новостей» о пандемии».

Однако Москва настаивает на том, что Россия выдержала пандемию намного лучше, чем западные демократии. Она считает, что у нее есть относительное преимущество, которое должны признать другие международные игроки. В то же время освещение европейской ситуации российскими властями и прессой в Брюсселе и других столицах ЕС было воспринято как очередная попытка подрыва и дестабилизации. Поэтому вместо того, чтобы вместе бороться с общей угрозой, стороны еще больше отдалились друг от друга.

В этом контексте сотрудничество между ними в области здравоохранения весьма ограничено. Последним крупным совместным мероприятием в этой сфере стала конференция, прошедшая в ноябре 2020 года.

Читайте также: ТОП 10 стран-лидеров по производству кофе в мире: ведущие производители и экспортеры

Политические отношения / Права человека

Политические отношения

В задачи делегации ЕС в России входит анализ политических событий, обстоятельств и тенденций как в России, так и в отношениях между Россией и ЕС.

Поэтому представительство следит за политической жизнью страны, в том числе ее аспектами, связанными с правами человека, справедливостью, свободами и безопасностью, а также следит за развитием внешней политики России.

На политические отношения между ЕС и Россией серьезно повлияла незаконная аннексия Крыма в 2014 году и вспышка конфликта на востоке Украины. В результате многие диалоги о возможных инициативах и механизмах сотрудничества были заморожены, введены ограничительные меры. После российского вторжения в Украину в феврале 2022 года ЕС приостановил реализацию оставшихся на тот момент программ сотрудничества с Россией.

ЕС также серьезно расширил свой санкционный пакет в ответ на беспрецедентное и неспровоцированное военное нападение России на Украину и ее незаконную аннексию Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей. Эти меры призваны ослабить способность Кремля финансировать войну и создать очевидные экономические и политические издержки для российской политической элиты, ответственной за вторжение. ЕС непоколебимо поддерживает Украину и неоднократно призывал Россию к немедленному прекращению боевых действий, выводу всех вооруженных сил и техники из Украины и полному уважению территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины.

До кризиса на Украине ЕС и Россия сотрудничали во многих областях и имели давние партнерские отношения на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), вступившего в силу в 1997 г. Среди областей сотрудничества между ЕС и Россией Федерации занимались торговлей и экономикой, энергетикой, изменением климата, наукой и образованием, культурой и различными вопросами международной безопасности. Важными элементами взаимодействия ЕС с Россией были также развитие индивидуальных межличностных контактов и поддержка российского гражданского общества, правозащитников и независимых СМИ. Кроме того, ЕС активно поддержал вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), завершившееся в 2012 г.

Права человека

ЕС считает соблюдение прав человека непременным условием поддержания социальной и политической стабильности в любой стране.

ЕС привержен содействию соблюдению прав человека и верховенства закона в России устойчивым и конструктивным образом.

Ежегодные отчеты ЕС о правах человека и демократизации

Список стран, которые входят в ЕС

Список стран, входящих в ЕС

Количество стран, присоединившихся к ЕС, со временем менялось — одни страны присоединились к ЕС, другие вышли. В 2023 году в состав ЕС входят 27 стран, список которых представлен в таблице.

 Страны-участницы  Дата вступления
Бельгия 1958 г
Франция
Германия
Италия
Люксембург
Нидерланды
Дания 1973 г
Ирландия
Греция 1981 г
Португалия 1986 г
Испания
австрия 1995 г
Финляндия
Швеция
Кипр 2004 г
Венгрия
Эстония
Латвия
Литва
Словакия
Словения
Мальта
Польша
Чешский
Болгария 2007 г
Румыния
Хорватия 2013 год

 

ПРИМЕЧАНИЕ! В 2020 году Великобритания вышла из ЕС, который является членом с 1973 года. До 24 декабря 2020 года ЕС и Великобритания вели переговоры и обсуждали новые правила сотрудничества и торговли. Результатом переговоров является подписание соглашения о свободной торговле TCA.

Россия и Евросоюз

Россия никогда не ставила перед собой цель вступить в ЕС. Главной задачей для него является налаживание взаимовыгодных отношений в экономике, в обеспечении внешней и внутренней безопасности, а также в науке и образовании. Соглашением от 2005 г предусматривалось плодотворное сотрудничество России и ЕС.

Совместные действия против терроризма, нелегальной миграции, совместное решение международных проблем. Сейчас эта идея не реализована, потому что между Россией и ЕС нет даже зоны свободной торговли. Несмотря на это, примерно 50% товаров из Европы идут на российский рынок.

С 2003 года в Россию стали массово поступать автомобили, оборудование и товары народного потребления. Многие страны являются крупнейшими инвесторами в российскую экономику. Россия выступает поставщиком энергоресурсов. «Газпром» поставляет примерно 25% газа в страны Европы, а нефть — примерно 44% всего импорта.

Важным событием для России станет отмена визового режима. Переговоры по этому вопросу ведутся с 2002 года, когда ЕС принял заявку к рассмотрению. Некоторые страны были категорически против безвизового режима с Россией. В 2014 году, когда ЕС принял заявление по Украине, переговоры по этому вопросу были приостановлены.

Правосудие, свобода и безопасность

Страны-участники ЕС

Первоначально в состав Европейского Союза со штаб-квартирой в Брюсселе входили шесть государств-членов: Бельгия, Западная Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция (1957 г.). С расширением ЕС членами в разные годы были:

 

  • 1973 год: Великобритания, Дания, Ирландия;
  • 1981 год: Греция;
  • 1986: Испания, Португалия;
  • 1995 год: Австрия, Финляндия, Швеция;
  • 2004 г.: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония;
  • 2007: Болгария, Румыния;
  • 2013: Хорватия.

Степень интеграции в ЕС была разной. Так во время референдумов по еврозоне Дания и Швеция решили сохранить свои национальные валюты.

Великобритания приняла такое же решение и, кроме того, участвовала в Шенгенском соглашении на условиях ограниченного членства, как и Ирландия. Однако в Шенгенскую зону входят Норвегия, Исландия, Швейцария, Лихтенштейн, хотя они и не являются членами ЕС.

Кроме того, в 1985 году из ЕС вышла Гренландия (самоуправляющаяся часть Дании), а в 2020 году Великобритания отказалась от вступления в ЕС.

Страны, входящие в ЕС (обозначены синим цветом)
Страны, входящие в Евросоюз (обозначены синим цветом) В итоге 27 стран остались членами Евросоюза, но еще 7 в разные годы получили статус официальных кандидатов на вступление. Среди них:

 

  • Турция (1999 год);
  • Северная Македония (2005 г);
  • Черногория (2010 г);
  • Сербия (2012 г);
  • Албания (2014 г);
  • Украина, Молдова (2022 г).

Примечательно, что Украина стала первой страной, получившей свой статус во время военного конфликта.

В статусе потенциальных кандидатов на членство в ЕС Босния и Герцеговина (2016 г.) и Грузия (2022 г.) подписали соглашения об ассоциации с ЕС и подают заявки на вступление.

В декабре 2022 года ЕС согласился включить Хорватию в Шенгенскую зону.

Оцените статью
Блог о Сочи
Adblock
detector