- Потребности Афин
- Потребности богов
- Доходы от эксплуатации природных ресурсов:
- Преобразования налоговой системы
- 1.4 Развитие налогов в Древней Руси
- Примеры похожих учебных работ
- Местные налоги и сборы
- Экономическое развитие Древнего Рима
- Налогообложение в Древнем Риме
- Экономическая мысль древнего Рима
- Учет в Древнем Риме
- Экономика Древнего Рима и Древней Греции
- 2. Древний мир (до V в д.н.э.) и Античность (V в д.н.э. — V в н.э.)
- 3. Средние века (V — XVI вв н.э.)
- 4. Новое время (XVI — XIX вв н.э.)
- 1.3 Развитие налогов в Древнем Риме
- Влияние налогов на развитие экономики
- Кто платил налоги в Древней Греции?
- Что такое налоги простыми словами?
- Ввозные пошлины
- Литургии, их разновидности и особенности обложения
Потребности Афин
Население Афин в 5-4 вв до н.э состояла из свободных людей и рабов общей численностью более 300 000 человек. Экономика базировалась в основном на международной торговле, и Афинам приходилось тратить огромные средства на поддержание жизни: от содержания армии до бесчисленных общественных фонтанов, которые разливали питьевую воду по всему городу.
Большая часть дохода поступала от совхозных земель и серебряных рудников, которые сдавались в аренду. Афины также облагали налогом импорт и экспорт и взимали налоги с иммигрантов и проституток, кроме того, на тех, кто проиграл в суде, налагались большие штрафы.
Когда древняя Греция превратилась в международную державу, она построила большой и дорогой флот из нескольких сотен деревянных военных кораблей, называемых триерами. Постройка, оснащение и содержание экипажа триеры стоили больших денег, которые платила в виде налогов афинская финансовая верхушка (при том, что прямого налога на богатство в Афинах не было).
Потребности богов
Для древних афинян военная мощь была лишь частью системы безопасности государства. Афиняне были уверены, что только боги могут защитить их от всех невзгод, а значит, нужно заручиться их благосклонностью.
Учитывая, насколько сварливыми и непостоянными были греческие боги, их местонахождение стоило недешево. Афиняне строили сложные храмы, приносили большие жертвы и устраивали большие религиозные праздники. Эти грандиозные представления включали в себя музыкальные феерии и театрализованные представления и собирали десятки тысяч человек. И стоили они немалых денег, которые к тому же были взяты из карманов самых богатых граждан.
Доходы от эксплуатации природных ресурсов:
- а) доходы от эксплуатации шахт. Самый главный — Лаврионский серебряный рудник — был разделен на участки, которые сдавались в аренду с условием оплаты. Кроме того, 4% руды ежегодно должны передаваться в государственную казну. Были рудники и в других частях Греции — на острове Тасос, во Фракии, что-то подобное. Доход от них составлял 35-40 талантов ежегодно;
- б) доходы от работы портов и моря — все товары, ввозимые или вывозимые морем или сушей, облагались налогом, сборы за погрузку и выгрузку товаров в размере 1/50, сборы за стоянку судов в гавани. Греки овладели Византией, тут же организовали там таможню, которая давала ежегодный доход в 70-80 талантов.
Доход от государственного имущества, которое было передано лицам на содержание или находилось под контролем государства.
Доход от союзников. Для борьбы со своими врагами Греция создавала военные союзы. Союзные державы были обязаны помочь войсками и кораблями, но довольно часто вместо войск и кораблей платили деньгами, по сути это была дань.
Около 540-464 гг до н.э для борьбы с персами и освобождения части греческих территорий Аристид — афинский полководец и влиятельный политик, возглавлявший Афинский морской союз) создал казну морского союза, которая хранилась на острове Делоса. Со временем основное назначение казны — средство борьбы с персами — утратило свое значение, союзники ослабли, были рассеяны, и казна в 454 г до н. AD был переведен в Афины и с тех пор фактически стал афинской казной.
Такая своеобразная дань союзников долгое время занимала первое место по удельной доле в доходах государства и достигла при Аристиде 460 талантов ежегодно, при Перикле (около 490 — 429 гг до н э.) — 600 талантов.
Итак, как видно из приведенных данных, в Древней Греции, несмотря на непоследовательность, механизм сбора доходов был достаточно комплексным и обеспечивал основные потребности государства.
Преобразования налоговой системы
Идея изменения и усовершенствования налоговой системы целиком принадлежит Гаю Юлию Цезарю. Во-первых, изменения коснулись прямого налогового платежа — он был полностью отменен, остался только косвенный налоговый платеж. Для каждой общины определялась определенная сумма налога, которую она должна была уплачивать в казну в качестве прямого налога. Общество должно было распределять и собирать налоги.
Кроме того, Гай Юлий Цезарь снизил налоги. Это произошло потому, что государство получало их напрямую, и вся сумма шла непосредственно в казну, а не просачивалась через карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые были наказаны более высокими налогами из-за упорной борьбы с Цезарем.
Совершенствование налоговой системы продолжил Август Октавиан, который учредил финансовые учреждения во всех провинциях для контроля за налогообложением. Он свел услуги откупщиков к минимуму, а там, где они были сохранены, контроль над их деятельностью осуществляло государство. Август назначил прокурора в каждой провинции, в обязанности которого входило наблюдение за операциями финансовых учреждений провинции.
Был пересмотрен налоговый потенциал провинций для более точного и справедливого распределения налогов. Этому предшествовало измерение каждой городской общины с ее землями. Для каждого города был создан персональный кадастр, в котором были сведения обо всех землевладельцах. Также была проведена перепись имущественного положения граждан. Переписью руководили наместники губерний совместно с финансовыми чиновниками-прокурорами. Все жители провинций были обязаны подавать налоговые декларации властям в определенный день. Все налоговые документы хранились в финансовом органе и являлись основанием для очередного учета имущественного положения.
Здесь можно наглядно рассмотреть пример переписи имущества в одной из провинций Римской империи — Иудее. Информация о собственности на землю содержала следующие данные:
- Название общины, название отдельной фермы, два ближайших соседа.
- Количество акров пахотных земель, которые потенциально могут быть засеяны в течение следующих 10 лет.
- Количество лоз на выделенной площади.
- Количество деревьев на оливковых плантациях.
- Количество лугов и пастбищ.
- Количество лесных угодий, на которых можно производить древесину.
- Пол и возраст каждого члена семьи.
Чтобы составить такой список, владелец земли должен был все продумать сам. Должностное лицо, контролировавшее выполнение ценза, имело право уменьшить налог, если продуктивность хозяйства снизилась по объективным причинам.
Пример 2
Могло случиться так, что на продуктивных землях в дождливый год не было урожая, или части лоз на виноградниках погибли, а маслины завяли, это учитывалось при составлении квалификационного ценза. Иная ситуация была, если владелец земли самостоятельно вырубал виноградники или оливковые деревья, то он был обязан это объяснить, а при отсутствии уважительных причин квалификация не снижалась.
1.4 Развитие налогов в Древней Руси
Формой сбора дани было полюдье, когда князь и его свита разъезжали по своим подданным с ноября по апрель. Русь делилась на несколько податных округов. Полюдье в Киевском уезде проходило через земли древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особым уездом был Новгород, в котором платили около 3000 гривен. Согласно поздней венгерской легенде, максимальная сумма дани в XI веке составляла 10 000 марок (30 000 и более гривен).
Примеры похожих учебных работ
Местные налоги и сборы
возможности для экономического роста и финансовой стабильности. Целью исследования являются местные налоги и сборы на примере Министерства по налогам и сборам по городу Шадринску. Предметом исследования является процесс уплаты местных налогов и сборов. Цель дипломного проекта состоит в том, чтобы
Экономическое развитие Древнего Рима
свою казну для покрытия будущих расходов. Глава 3. Причины высокоразвитой экономической системы в Древнем Риме. Процесс использования ресурсов римлянами был относительно эффективным. Первые факторы для анализа, .
Налогообложение в Древнем Риме
собаки, домашний скот и птица, пчелы, налоги с мнений, налоги на бороды, окна, двери, наследство и т д. В Древнем Риме налогов практически не было. Основа ранней экономической жизни .
Экономическая мысль древнего Рима
для страны, часто в драматических формах. Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли Древнего Рима, решавшей в основном сельскохозяйственные задачи, и прежде всего проблемы рациональной организации .
Учет в Древнем Риме
и управленческий учет. Бухгалтерский учет в Древнем Риме В Древнем Риме бухгалтерские проводки делались на лыке, абстрактном мною. Бухгалтерский учет является важной частью жизни любого общества. Мы редко вспоминаем времена, когда бухгалтерского учета не существовало или существовало в России .
Экономика Древнего Рима и Древней Греции
Экономического процветания и культурного развития многих народов Средиземноморья. Экономическое развитие Древнего Рима в экономике Древнего Рима. Древней Греции, но и достигла своего расцвета и совершенства. 2. Формирование рабства классического типа и рабства .
История налогов восходит к древности. Во всяком случае, существуют документальные свидетельства их существования в виде натуральных сборов примерно в V в до н э. Налоги появились вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали играть большую роль в формирование государственной казны.
У властей были популярны чрезвычайные (на случай войны) и целевые (например, на содержание государственных служащих) налоги, когда определенная государственная потребность финансировалась за счет введения специального налога. Налоговое бремя в древности было чрезвычайно велико. А позднее непомерное налоговое бремя постоянно раздражало граждан разных стран и даже приводило к бунтам (только в Европе историки насчитывают более 80 таких «налоговых бунтов»).
- 1.2. Почему они платили налоги?
Человечество не сразу пришло к современному обоснованию существования налогов. Сначала преобладало представление о подарке – гражданин делал подарок правителю в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке в решении общих проблем нации. Эта идея постепенно переросла в идею о необходимости помощи граждан правительству деньгами. Четвертой ступенью восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятая — теория долга гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения – это вера в право государства на насильственное изъятие денег у граждан на общее благо страны. И, наконец, на седьмом этапе налогового прогресса зародилось представление о налогах как необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.
- 1.3. Кто платил налоги?
Ответ на этот вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: основное население — «неблагородные», то есть земледельцы, ремесленники, торговцы, жители колоний, должны были платить налоги. Это их долг, так как своими деньгами они должны обеспечить доход правителей страны и их придворных. Представление о налогообложении как обязанности свободного гражданина страны зародилось относительно недавно — после возникновения конституций и демократических государственных механизмов в Англии, США, а затем и в странах Западной Европы.
- 1.4. За что платили налог?
Как показывает история, налоги взимались с чего угодно. Например, в Древнем Риме: от налога на огурцы до сбора с проституток.
2. Древний мир (до V в д.н.э.) и Античность (V в д.н.э. — V в н.э.)
- 2.1. Древний Египет
В Древнем Египте, где власть принадлежала могущественной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата была настолько велика, что порождала широкий спектр налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — наиболее осведомленные члены общества) сопровождали египтян даже в загробный мир: в гробницах фараонов, среди статуэток других слуг, призванных следовать за правителем после смерти, статуэтки встречаются и налоговые писцы. Они должны были помочь фараону наполнить казну на том свете.
- 2.2. Древняя Греция
Древняя Греция также имела свою налоговую систему. Ставка налога здесь варьировалась от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин не платили налогов, предпочитая им добровольные пожертвования. Но если государству предстояли большие расходы — война или крупная стройка — Народное собрание вводило обязательное для всех налогообложение. Деньги налогоплательщиков тратились на содержание наемников, строительство храмов и оборонительных крепостей, строительство дорог, организацию гуляний, раздачу денег бедным и другие общественные нужды.
- 2.3. Древний Рим
Великая империя, Его государственное устройство стали образцом для государств Европы, появившихся гораздо позже. Да и римская налоговая система послужила примером для подражания. Такие понятия, как ценз, специальный налог, налог, крестьянин, дошли до нас издревле. Пока Рим оставался городом-государством, налоговая система не была очень сложной. В мирное время налогов вообще не было, а расходы покрывались за счет аренды государственной земли. Государственный аппарат фактически содержал сам себя.
Выборные магистраты не только бесплатно исполняли свои обязанности, но и жертвовали собственные средства на общественные нужды, считая это честью. В военное время граждане Рима облагались налогом в соответствии с их богатством, для чего они каждые пять лет представляли выборным цензорам декларацию о своем имуществе и семейном положении. На основании этих ведомостей, ставших прообразом современных налоговых деклараций, и определялась сумма налога (квалификация).
прошли годы.
Римское государство росло и постепенно превратилось в империю. Победоносные войны позволяли присоединять к ней все новые и новые страны, которые назывались провинциями. Налоговая система также усложнилась. С завоеванных земель взимались городские (местные) налоги и сборы, и чем более упорное сопротивление жители завоеванных земель оказывали римским легионерам, тем выше они облагались налогом.
Основные налоги Римской империи,
введены в разных провинциях:
- 1. Плата за ведение надзора за рынком.
- 2. Портовые сборы за погрузку и разгрузку.
- 3. Дорожный налог.
- 4. Налог для фиксации соглашения (налог с продаж).
- 5. Плата за бирку для ослов.
- 6. Налог на наследство.
- 7. Комиссия за обмен и обмен денег.
- 8. Сбор за уплату налога за выдачу квитанции и проставление печати. 9. Сбор от домашнего скота.
- 10. Налог на владение рабами.
- 11. Налог на столичный продовольственный фонд.
- 12. Основной налог.
- 13. Специальный налог на огороды.
- 14. Налог на вино.
- 15. Налог на пшеницу.
- 16. Налог на огурцы.
- 17. Сбор с арендной платы.
- 18. Налог с торговцев рыбой.
- 19. Сбор с вагонов.
- 20. Сбор с обслуживающего персонала.
- 21. Сбор с проституток.
- 22. Налог на мнения.
- 23. Налог на доходы от фиников.
- 24. Налог на доходы от земли под застройку.
- 25. Коллекция для возведения статуй.
- 26. Сбор на содержание бедных.
- 27. Квартирный налог.
- 28. Тарифы на вино.
- 29. Сбор для ухода за ванной.
- 30. Сбор на содержание именитых гостей.
- 31. Сбор на содержание речной охраны.
- 32. Взыскание на содержание тюрьмы для должников.
- 33. Сбор на содержание гарнизона.
- 34. Сбор на содержание сторожевой башни.
- 35. Сбор за золотой венок как выражение преданных чувств к представителю высшей власти.
- 36. Сбор заработной платы полиции.
- 37. Плата за содержание и ремонт прудов.
- 38. Сбор на содержание мытарей.
- 39. Коллекция канцтоваров для государственных учреждений.
- 40. Сбор очков для устройства.
- 41. Сбор на содержание районным менеджером.
- 42. Сбор на благотворительность.
- 43. Налог с продаж.
- 44. Налог на мыло.
- 45. Ввозные и вывозные пошлины.
- 46. Плата за пропуск ворот.
Римские граждане, проживающие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги. Но если в мирное время они были освобождены от государственных налогов, то коренные жители провинций не имели таких налоговых преимуществ, что служило символом их подчиненного положения. Налогов на доходы не было — их заменили налоги на наследство и подушный налог, уплачиваемый всеми гражданами Рима (по схеме горизонтальной справедливости).
Крестьяне собирали налоги в римских провинциях.
Контролировать их бизнес было довольно сложно и налогоплательщику было выгоднее давать взятки, чем платить непомерные налоги. Коррупция и злоупотребление властью неизбежно привели к экономическому кризису, разразившемуся в I веке до н.э.
- 2.4. Налоги в Китае
В начале Сун произошло расширение пахотных земель и некоторое увеличение налогоплательщиков по сравнению с Пятью династиями. Но процесс концентрации земли привел к тому, что крестьяне потеряли свои хозяйства, превратив их в арендаторов и сократив налоговые поступления. Кроме того, помещики всячески старались избегать налогов, снижать их. Попытки правительства бороться с этими явлениями не увенчались успехом .
В результате налоговая нагрузка на крестьян быстро росла, что усугублялось необходимостью содержания огромного бюрократического аппарата и изнурительными войнами. Это, в свою очередь, привело к крестьянским восстаниям, достигшим довольно крупных масштабов уже в 90-е годы 20 века. (например, восстание в Сычуани). В 40-х годах XI века в Шаньдуне и Хэбэе вспыхивают крупные восстания. В 1120-1122 годах в Чжэцзяне происходит известное восстание под предводительством Фан Ла. Но в целом, несмотря на размах крестьянского движения, оно не переросло в крестьянскую войну, и правительству Сун удалось подавить мятежников.
- 2.5. Налог в Древней Руси
Началом финансовой системы в Древней Руси является установление дани. Фактически они изначально были чуть ли не единственным источником дохода и служили для удовлетворения потребностей князя и войска. В дальнейшем содержание государственного аппарата требовало выполнения других задач. Каждая новая потребность требовала новой пошлины или налога. Для содержания исполнительных органов было установлено так называемое кормление; во время военных действий вводились чрезвычайные налоги; для содержания войск существуют не чрезвычайные, а постоянные налоги (стрелецкие деньги, хлеб и т д).
В целом понятие налогообложения в Древней Руси основывалось на древнем понятии государства. Государь считался не главой государства, а наследственным сословием, и его доходы не отделялись от доходов, служивших для удовлетворения нужд государства.
Все население было разделено на две большие группы. Первый — свободный от податей сословие (княжеские слуги; клирики; побеленные — лица, принадлежащие к податному сословию, но по каким-либо причинам освобожденные). Второй – налогооблагаемое имущество (городские жители; крестьяне).
На Руси первые налоги, раздаваемые на регулярной основе, упоминаются в летописях. В Лаврентьевской летописи сказано: «Летом 6367 года дань варягам из-за границы Чуди и словене, Мери и Все Кривичи; и Козари Имаху в Полянах, и на севере и в Вятичах, и махнули над белой Веверицей от дым».
Княгиня Ольга в X веке в завоеванной земле устанавливает уже уставы и поучения, т к славянам задолго до Ольги, по крайней мере, в самом начале IX века, если не раньше.
По большей части сбор налогов князьями относился к двум сезонам: весеннему и зимнему, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 г основными видами налогов были: дань, подати, фураж. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы приносили дань в Киев, либо сами князья шли за ней к подвластным народам.
3. Средние века (V — XVI вв н.э.)
В Византийской империи, где существовал всего 21 вид прямых налогов, а также всевозможные косвенные и чрезвычайные налоги, налоговое бремя привело к сокращению налоговой базы и ослаблению государства.
В Западной Европе в средние века налоги не были распространены. Они были основным источником дохода в основном для католической церкви. Содержание короля, его двора, армии, а также благосостояние дворянства обеспечивалось не столько налогами, сколько платой, взимаемой с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И ни о каких принципах налоговой справедливости и рациональности в то время говорить не приходилось.
4. Новое время (XVI — XIX вв н.э.)
Современное европейское государство сформировалось в основном в XVI-XVII вв., но налоговая система была еще далека от совершенства. После распада феодальной системы земля естественным образом стала главным объектом налогообложения — ведь в то время она была главным источником богатства в экономике всех стран. Сначала размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных угодий, и только потом родилась идея взимания налога в зависимости от годового дохода, который помещик мог получить от использования своей земли.
Впоследствии в североамериканских колониях Великобритании был введен всеобъемлющий налог на имущество. Он накладывался не только на землю как таковую, но и на строения на ней, а также на личное имущество и ожидаемые доходы людей, живших на этой земле.
Значительная часть средств поступала в казну через систему чрезвычайных налогов, а сбор их находился в руках откупщиков, то есть предпринимателей, давших на аукционе наибольшую цену за право сбора очередного налога и таким образом купивших его выключенный.
Деньги шли в казну, а фермер собирал налоги, стараясь при этом получить максимальную выгоду от комиссионных. Надо ли говорить, к каким злоупотреблениям это приводило и какой непопулярностью среди населения были откупщики, если даже средневековый церковный деятель и философ Фома Аквинский называл налоги узаконенной формой грабежа.
Европейские налоги на рис
Достаточно рациональная налоговая система возникла на рубеже 17-18 вв., когда в европейских странах первоначально формировалось административное государство с бюрократическим аппаратом. Доход, как и в Древнем Риме, поступал через систему прямых и косвенных налогов. Прямые налоги в основной своей части составляли подушевые и подоходные, где ставки варьировались от 10 до 15%. Дворянство и духовенство были освобождены от уплаты налогов, а буржуазия и крестьяне несли налоговое бремя.
Важнейшим косвенным налогом был налог, размер которого варьировался от 5 до 25%. Но здесь опять возникает противоречие. Налоги на товары народного потребления приносили большие доходы казне и сдерживали развитие торговли. Государству все больше требовалась не только система, но и научная теория налогообложения.
Создателем такой теории считается выдающийся шотландский экономист и ученый 18 века. Адам Смит. Вопреки Фоме Аквинскому, он утверждал, что налоги для налогоплательщика являются признаком не рабства, а свободы. Работа А. Смита «Исследование о природе и причине богатства народов», вышедшая в свет в 1776 г., определила основные принципы налогообложения, не утратившие своего значения и по сей день:
- — принцип справедливости («Подданные государства должны по возможности по мере своих способностей и сил участвовать в содержании правительства, то есть по доходам, которыми они пользуются под покровительством и покровительством государства).
- — Принцип определенности («Налог, который обязан уплатить каждое физическое лицо, должен быть точно определен, а не произвольно. Время уплаты, способ уплаты, размер платежа — все это должно быть ясно и определенно для налогообложение развивает наглость и способствует развращению той категории людей, которые и без того непопулярны, даже если им не свойственны наглость и коррумпированность»).
- — Принцип удобства («Каждый налог должен взиматься в то время или таким образом и каким образом плательщику будет наиболее удобно его уплатить»).
- — Принцип экономии («Каждый налог должен быть устроен и устроен так, чтобы брать и удерживать из карманов людей как можно меньше сверх того, что он добавляет в казну. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшить и даже уничтожить средства, которые позволили бы им легче производить эти платежи. Необоснованный налог создает большой соблазн для контрабанды»).
1.3 Развитие налогов в Древнем Риме
Одной из первых организованных налоговых систем, многие аспекты которой нашли отражение в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных операций. Граждане Рима облагались налогом в соответствии с их богатством на основании декларации об их имущественном положении и семейном положении (прототип декларации о доходах).
Определение размера налога (квалификации) осуществлялось специально избранными должностными лицами.
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора определенных экономических условий.
Читайте также: Самые богатые города России в 2022-2023 году: рейтинг ТОП-10
Влияние налогов на развитие экономики
текущее состояние мировой экономики. Что такое налог? Согласно учебникам, налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги делятся на прямые, ставки которых и налоговые каникулы ведут к развитию определенных направлений. Косвенные налоги. Сюда входят налоги, такие как пошлины, налоги, налог на добавленную стоимость и т д. Нажмите здесь .
Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы к установлению тех или иных налоговых ставок сохранились до наших дней. Если сравнить налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поразительно схожи
(IV век до н.э. — VI век н.э.)
чтобы
фонды и объекты социально-культурной сферы
Каждый гражданин Древнего Рима был обязан в определенный день направить свою декларацию властям общины. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили основанием для последующих подсчетов имущественного положения (квалификации).
Каким был провинциальный ценз в Римской империи? Информация о собственности на землю в Иудее, например, содержала:
- наименование отдельного двора, к какой общине он принадлежит и на каком земельном участке находится, кто два его ближайших соседа;
- количество акров пахотных земель, которые можно будет засеять в ближайшие десять лет;
- сколько лиан на участке;
- сколько акров земли и сколько деревьев оливковых рощ;
- сколько утренних лугов будет скошено в следующие десять лет;
- сколько акров земли отведено под пастбища;
- сколько акров земли приходится на лесные угодья, способные производить деловую древесину;
- пол и возраст всех членов семьи.
Кто платил налоги в Древней Греции?
В Древней Греции самым важным был подоходный налог, но свободные жители городов его не платили. Вместо этого граждане делали добровольные пожертвования, и только в случае чрезвычайной ситуации (войны) с них собирался определенный процент от дохода. В Древнем Риме налогов практически не было.
Что такое налоги простыми словами?
Налог — совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном законодательством порядке.
Ввозные пошлины
В Греции таможенные пошлины на ввозимые товары составляли 1/10 от цены. Но со временем афиняне решили, что умеренные тарифы способствуют торговле и могут приносить большие доходы. Поэтому во времена Демосфена в четвертом веке до нашей эры ввозные пошлины были снижены до 1/20, 1/50 и даже 1/100 цены товара. Некоторые предметы (оружие, военная техника) освобождались от пошлин. Союзники Афин имели таможенные привилегии, уплачивая пошлины в размере 1/100 цены товара, а зависимые от Афин города платили 1/20 цены. Иностранные граждане, которых в Аттике было 6 тысяч, с разрешения Ареопага освобождались от уплаты налогов.
Сборы взимались в портах и на городских рынках. Были крестьянские обычаи, операции, которые иногда прекращались при закрытии границы в случае враждебных отношений с соседями. Пошлины оплачивались золотом и серебром.
Сбор пошлин находился во власти отдельных лиц или групп, имевших поручителей среди именитых граждан. Торги на право получения выкупа проходили на Афинской площади, где 10 избранных представителей публично решали, какой из предложенных ежегодных сборов следует предпочесть и утвердить. Откупщики платили правительству установленную сумму налога, и все, что им удавалось собрать сверх этой суммы, было их доходом. В случае неуплаты откупщиками оговоренной платы допускалась отсрочка, а в случае невыполнения этой обязанности — бросались в тюрьму. Уполномоченные органы контролировали процесс взимания пошлин с откупщиков.
Суммы пошлин на товары записывались мелками на папирусе, камне и керамической плитке, выставленной на всеобщее обозрение. Во время Пелопоннесской войны в 5 веке до н.э афиняне обрабатывали сбор таможенных пошлин на 36 таланов, а налоги откупщиков составляли 40 талонов. Позже налоги увеличились настолько, что годовой таможенный доход афинян составлял более 1600 талонов.
Литургии, их разновидности и особенности обложения
В Афинском государстве отсутствовало прямое и постоянное налогообложение граждан, а крупные суммы на нужды государства изыскивались в результате государственных разовых займов. Одним из таких источников средств на нужды государства были литургии — налоговые сборы, взимаемые с наиболее состоятельных граждан. Возникновение института литургии следует связывать именно с Афинами: позднее он был заимствован другими греческими политиями, а также получил вторую жизнь в эллинистические времена, хотя и в измененном виде.
Проблема литургий самым непосредственным образом связана с историей афинской демократии: литургии возникли с рождением последней и исчезли с ее смертью. Средства на государственные расходы также поступали из общего имущества, такого как земля, рудники, из таможенных пошлин, налогов с иностранцев, из налогов с оборота, судебных сборов и штрафов. Когда этих доходов не хватало, они облагали налогом доходы, в том числе доходы от сельского хозяйства. Особый налог — метекион платили на территории Аттики и Афин метеки (выходцы из других общин, не принятые в филы, фратрии и роды, принадлежавшие по кровному родству к коренному аттическому населению)
Затем в V веке до н.э.Кр е. Афины стали проводить активную внешнюю политику и вести ряд войн, ситуация резко изменилась. Простые граждане, несшие бремя военной службы во время войн, получившие увечья и погибшие в них, стали требовать от политики диеты (денежного довольствия). Таким образом, в финансовом хозяйстве сложилась следующая ситуация: низшие сословия получали сеймы, средние ничего не получали, но и ничего не платили, дворяне несли налоговые повинности (литургии).
Еще одно существенное изменение произошло в Афинах в начале V века до н.э.. Около 483 г здесь был построен крупный флот, а в 478 г до н.э. Создание флота стало возможным благодаря открытию новых месторождений серебра в Лаврионе. По совету Фемистокла было решено не распределять относительно высокие доходы от этих рудников между горожанами, а выдать по одному таланту на каждую сотню состоятельных горожан, чтобы каждый из них построил триеру, самый современный военный корабль время, с этими деньгами.
Денег, возможно, хватило бы на постройку корабля, но не хватило бы на его оснащение. В итоге владельцам пришлось доплачивать из собственного кармана. Это учреждение называлось Трииерархией и играло большую роль в Афинах в последующий период. Триархия была одной из многих литургий, количество которых начало расти с конца 6 века до начала 5 века до нашей эры.
Со временем организация налогообложения совершенствовалась. В обязанности входило финансирование праздничных шествий, знаковых факельных поездов, хоров, комедий, трагедий, строительства и, как и в прошлом, выделение средств для индивидуальных жертвоприношений (что фактически означало общественные трапезы). Литургии дополняли, так сказать, личную самостоятельность горожан, что выражалось и в том, что они не должны были регулярно платить прямые налоги.
До V века до н э эта налоговая система, казалось, работала без особого труда, хотя предпосылки к реформе уже начинали складываться: многое зависело от степени совпадения пожертвований и политического руководства. Но и тогда существовали определенные нормы, а может быть, и законы, регламентировавшие эти обязанности. Их рождение отнюдь не было добровольным.
Литургии были реализацией принципа равенства, поскольку богатые должны были делиться с государством через систему добровольных пожертвований. Многие богачи в Афинах были не только против литургии, но считали ее честью и даже соревновались за право давать деньги на строительство престижных объектов. Сократ сказал богатому греку: «Если ты когда-нибудь не исполнишь свой долг и не дашь денег, я знаю, что афиняне накажут тебя так же, как если бы ты украл их имущество».
Богатые греки делали подарки, которые в 3-4 раза превышали стандартный размер. В богослужениях участвовали и представители среднего класса. Публичная критика за неучастие в этой традиции была мощным инструментом оказания давления. Фактически, состоятельные люди получали активы в доверительное управление от города. Собственность влекла за собой не только права, но и обязанности. Результатом стала система частного управления крупными активами, исключавшая наличие бюрократии. Если городу нужен был мост, его строили состоятельные горожане.
Его наградили за это. Сегодня принципиально изменились принципы финансирования государственных расходов и управления государственными активами. Люди, которых постоянно «доят» чиновники, остаются анонимными. Мотивация принципиально изменилась. В нашем обществе немыслимо, чтобы гражданин платил в 3-4 раза больше налога, чем положено по закону. С помощью литургий греки построили цивилизацию без деспотизма.
В этой системе не было уклонения от уплаты налогов. Она работала без принуждения. Когда позже римляне сохранили литургию, они сделали ее инструментом конфискации имущества без справедливой компенсации.