- Вынужденный переселенец и беженец — в чем разница?
- Чем отличается беженец от вынужденного переселенца
- Статус вынужденного переселенца
- Статус беженца
- Экспертное мнение к вопросу о том, что общего между беженцами и вынужденными переселенцами
- Органы
- Кто имеет право получить вид на жительство?
- Как международные органы решают проблему беженцев?
- Определение «вынужденный переселенец»
- Беженцы и переселенцы
- Нарушения прав в Германии
- Критерии разграничения статусов
- Правовой статус беженцев
- Самые простые способы получения российского гражданства: Видео
- Типичные ошибки
- Отличие беженца от вынужденного переселенца – набор документов
- Закон «О вынужденных переселенцах»
- Права беженцев
- Права переселенцев
- Общее у обеих категорий
- Отличие беженца от вынужденного переселенца — срок действия статуса
- Обязанности переселенцев и беженцев
- Процедура оформления
- Отличие беженца от вынужденного переселенца — материальная помощь
- Понятие “вынужденные переселенцы”
- Кто признается вынужденным переселенцем на территории России
- Правовое положение вынужденных переселенцев
Вынужденный переселенец и беженец — в чем разница?
На первый взгляд, это два одинаковых понятия. Однако на практике все обстоит иначе.
Беженцы и вынужденные переселенцы согласно ФЗ № 4528-1 и № 4530-1 различаются в основном гражданством. Первая статья Федерального закона № 4528-1 определяет, что беженцем является лицо, нуждающееся в убежище в связи с реальной угрозой преследования на почве национальной, религиозной или расовой нетерпимости.
Одной из основных причин получения статуса беженца является то, что данное лицо на территории своего государства не имеет поддержки или не желает ее получать. Поэтому для получения помощи и поддержки иностранный гражданин переезжает на территорию Российской Федерации.
Чем отличается беженец от вынужденного переселенца
Нормы закона, а также теоретические сведения, отраженные в литературе, позволяют предположить наличие принципиальных различий между оцениваемыми статусами. Чаще всего различия между беженцами и внутренне перемещенными лицами представлены в таблицах — для наглядности при сравнении этих понятий.
Определено несколько критериев, позволяющих проводить различие между беженцами и внутренне перемещенными лицами:
- Гражданство. Беженцы – это всегда люди, которые являются гражданами зарубежных стран или не имеют таковых, а Россия – родина иммигрантов.
- Процедура регистрации. Для иностранцев он априори сложнее и предполагает более громоздкую процедуру. Кроме того, ВПЛ не нужно получать гражданство, что упрощает их жизнь в России. Беженцам же такая регистрация нужна, чтобы в будущем они могли изменить свой статус.
- Период действия. Беженцы могут пользоваться своим положением неограниченное время, но они должны регулярно, каждые полтора года, проходить перерегистрацию. Вынужденные переселенцы являются таковыми только на пять лет, но допускается возможность продления статуса по заявлению и при условии повторного рассмотрения в необходимой процедуре.
- Документация. Несмотря на общий перечень бумаг, иностранцам часто достаточно предъявить паспорт, а российским мигрантам приходится готовить большое количество дополнительных сведений.
После процедуры регистрации, вероятно, будет разница в том, какие возможности открываются для оцениваемых категорий людей. В частности, это касается социального обеспечения и дальнейшего пребывания в стране.
Помимо очевидных различий, есть и признаки сходства – в большей степени в сфере оказания финансовой помощи. Обе группы лиц получают единовременное пособие для беженцев и вынужденных переселенцев, размер которого одинаков, а пенсия предоставляется на одинаковых условиях.
Статус вынужденного переселенца
Вынужденных мигрантов отличает от беженцев в РФ наличие российского гражданства. В этом случае переселение гражданина происходит в пределах территории страны, либо лицо возвращается в Российскую Федерацию, чтобы скрыться от незаконного преследования за границей.
При переселении право на новое место жительства получает сам человек (переселенец) и члены его семьи (муж/жена, дети, родители), если они проживают с мигрантом. При этом гражданин имеет право оформить официальный статус только на себя. Родственники не обязаны этого делать.
Переселение на территорию страны в связи с негативной экономической ситуацией в регионе или преступлением, совершенным гражданином, не дает ему права на получение официального статуса мигранта. Это также не дает права на получение соответствующих льгот и других привилегий.
Статус беженца
Чем отличается беженец от вынужденного переселенца? Из-за разницы в гражданстве эти категории не соотносятся друг с другом, что приводит к раздельной регламентации статуса «беженец-мигрант», «вынужденный переселенец». Такое явление, как беженец, регулируется Федеральным законом № 4528-1 «О беженцах».
Кто такие беженцы и мигранты? В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 4528-1 беженцы признаются лицами, нуждающимися в убежище, в связи с угрозой преследования по расовому, религиозному или национальному признаку. Более того, такой человек не может или не хочет получать такую поддержку на своей родной территории, поэтому вынужден переехать в Российскую Федерацию.
Как было сказано выше, основное отличие беженцев от вынужденных переселенцев — отсутствие российского гражданства. Это ключевое условие для регистрации указанного статуса. Заявление на получение вида на жительство могут подать следующие лица:
- иностранцы, которые хотят поселиться только на территории России;
- не имеете гражданства, но желаете жить в Российской Федерации;
- иностранные граждане, пребывание которых в России имеет законное основание.
Незаконных мигрантов, преступников, иных лиц, нарушающих право на получение статуса мигранта, не будет.
Федеральный закон № 4528-1 также наделяет правами беженцев, поэтому гарантирует признание таких лиц частью населения страны и предусматривает:
- возможность воспользоваться услугами переводчика для ознакомления с законодательством о беженцах, правилами пребывания в стране;
- помощь с переездом, перевозка багажа;
- единовременная выплата беженцу, каждому члену его семьи, не менее ста рублей;
- направление к местам временного пребывания;
- обеспечить питание, помощь;
- помощь в получении медицинских услуг, лекарств;
- направление на обучение в центры временного размещения;
- возможность отозвать заявление, прекратить статус беженца.
Со своей стороны, данная категория лиц должна соблюдать положения законодательства Российской Федерации, порядок проживания, а также проходить обязательные медицинские осмотры.
Экспертное мнение к вопросу о том, что общего между беженцами и вынужденными переселенцами
Эксперты в области российской миграционной политики отмечают тот факт, что статус беженца во многом схож со статусом вынужденного переселенца – в России иностранцам предоставляется достаточно широкий перечень прав и гарантий. И те и другие:
- был вынужден покинуть прежнее место жительства не по своей воле;
- необходимо подать заявление на получение правильного статуса и ждать решения Миграционной службы в течение 3 месяцев;
- имеют практически одинаковые основания для присвоения им статуса;
- получить право на жилье, бесплатное пользование жилищно-коммунальными услугами, питанием, проездом и багажом.
Органы
Вопрос о предоставлении статуса вынужденного переселенца и беженца решается не только Федеральной миграционной службой, но и другими органами в зависимости от обстоятельств.
Если иностранный гражданин-беженец еще не прибыл на территорию России, заявление сначала рассматривается дипломатическим представительством или консульством России.
В случае принуждения иностранного гражданина-беженца к незаконному пересечению государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска или вне его его дело в течение суток рассматривается органом по контролю за пограничной зоной федерального органа исполнительной власти в сфере пограничной службы или территориальное управление федерального органа исполнительной власти внутренних дел.
Дело также может быть рассмотрено постом иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или контрольным органом пограничной зоны федерального органа исполнительной власти.
Все эти органы могут оценить дело и принять решение о выдаче документа (справки), свидетельствующего о том, что заявление будет рассмотрено по существу, или что лицу будет отказано в рассмотрении. Указанный документ выдается лично заявителю или его официальному представителю.
Федеральным законодательством установлено, что независимо от органа, получившего заявление, указанный документ должен быть передан в Федеральную миграционную службу в трехдневный срок со дня получения.
Кто имеет право получить вид на жительство?
Совершеннолетнее лицо, обратившееся лично или через представителя (по состоянию здоровья) с письменным заявлением, имеет право на получение статуса беженца и вынужденного переселенца в соответствии с федеральным законом. Необходимо обратиться в течение одного года с момента вашего переезда в регион России, в соответствующий отдел органа ФМС России.
Право на получение статуса переселенца могут реализовать следующие категории лиц:
- лица без гражданства, желающие остаться на территории Российской Федерации;
- иностранные граждане, планирующие переехать на территорию России;
- иностранцы, имеющие право легально переселяться на территорию России.
Если лицо является преступником, незаконным мигрантом или гражданином, нарушившим права других людей, оно не имеет права на получение статуса мигранта.
Как международные органы решают проблему беженцев?
Для контроля за соблюдением прав и свобод беженцев ООН создала собственную систему правозащитных механизмов, а также дала четкое юридическое определение того, кто такие беженцы и как их следует защищать. Государства, ратифицировавшие конвенцию 1951 года, должны соблюдать все нормы международных договоров.
Ориентируясь на законы и международные договоры, постоянно создаются и развиваются определенные комитеты и органы. Они осуществляют контроль за выполнением всеми государствами положений соглашений о беженцах. Заслушиваются доклады представителей всех государств по рассматриваемой проблеме, а некоторые органы оказывают гуманитарную помощь, принимают жалобы от граждан и так далее.
Основная цель Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев — обеспечить, чтобы все лица, ищущие убежища, могли получить его в другой стране, безопасно вернуться на родину и в полной мере реализовать свои права, независимо от того, где они проживают. Исходя из этой цели, самая важная задача состоит в том, чтобы повлиять на страны, чтобы они приняли справедливые процедуры для обеспечения надлежащих и эффективных прав беженцев. В последнее время в компетенцию этого органа стала входить организация материальной помощи беженцам и репатриантам. Это направление востребовано и значимо.
Определение «вынужденный переселенец»
Вынужденный мигрант – это категория лиц, которые действуют только на территории России, то есть чей правовой статус не определен международным правом. Таким образом, согласно законодательству, вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место своего нахождения в связи с угрозой жизни и безопасности его и членов его семьи по признаку расы, национальности, религии, языка, политических убеждений и другие причины.
Возможны три варианта признания человека вынужденным переселенцем. Первый вариант – это когда лицо является гражданином Российской Федерации, но проживает на территории иностранного государства и вынуждено покинуть его и прибыть на территорию Российской Федерации в силу перечисленных выше причин. Второй вариант – это когда гражданин РФ вынужден в силу все тех же причин переехать из одного субъекта Федерации в другой субъект.
Есть еще вариант, когда лицо имеет гражданство другого государства, не Российской Федерации, или вообще не имеет гражданства (лицо, признанное лицом без гражданства). Лицо должно постоянно, легально находиться в России и менять свое местонахождение в РФ по тем же основаниям, что указаны выше.
Беженцы и переселенцы
Часто термины «беженец» и «вынужденный переселенец» ошибочно считают равнозначными. Действительно, сходство есть, но есть и существенные различия, как в плане оформления статуса «беженец» или «вынужденный переселенец», так и самой ситуации, учитывая, какое лицо может быть отнесено к той или иной категории.
Беженцы и мигранты не равнозначные понятия. Главное отличие здесь — гражданство. Беженцы не являются гражданами страны, в которой они проживают.
Вынужденный мигрант — лицо, являющееся гражданином страны, или иностранный гражданин, постоянно и на законных основаниях проживающий в стране, вынужденный покинуть свое постоянное место жительства и поселиться в другом субъекте государства.
К вынужденным переселенцам, если относиться к русским мигрантам, относятся советские граждане, постоянно проживавшие на территории одной из союзных республик. Мигрантом, однако, может считаться лицо, получившее статус беженца, по ряду причин утратившее его в связи с оформлением гражданства, либо в связи с тем, что беженец имел постоянное место жительства, но все же перешел на другую профессию в стране.
Беженцы и перемещенные лица – это люди, которые преследуются или страдают от враждебного отношения к себе по разным признакам: вероисповеданию, стране происхождения, сексуальной ориентации и т д. Именно поэтому внутренне перемещенные лица и беженцы могут стремиться отказаться от защиты со стороны государства и покинуть границы или переселить их во избежание угрозы их жизни, здоровью, правам и свободам.
Законы и нормативные акты могут регулировать процедуру предоставления статуса беженца и перевода. Они могут четко установить пакет документов, необходимых для оформления статуса, а также ряд признаков, без которых невозможна регистрация беженцев и вынужденных переселенцев. Среди этих признаков:
- Национальность или раса потенциального беженца и внутренне перемещенного лица;
- Принадлежность лица, претендующего на статус «поселенца» или «беженца», к определенной социальной группе;
- Политические взгляды;
- Религия и религиозные убеждения;
- Язык.
Если рассматривать нормативно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, то можно увидеть, что они практически идентичны с точки зрения основы, на которой они созданы, а также обеспечивают благоприятные условия проживания для беженцев и переселенцев.
Бывают ситуации, когда иммиграционные комиссии способствуют отказу в желании получить убежище и вид на жительство в связи с оформлением статуса «беженец» или «вынужденный переселенец». На это есть несколько причин, например:
- Заведомо предоставлена информация или сфальсифицированы документы, на основании которых осуществляется процедура получения статуса беженца или вынужденного переселенца;
- Совершено тяжкое преступление;
- Нет достаточных аргументов и оснований для того, чтобы потенциальные мигранты и беженцы обращались за статусом, учитывая, что уполномоченные иммиграционные комиссии могут отклонить заявление.
Нарушения прав в Германии
В некоторых землях Германии мигрантам выдают специальные талоны или карты с электронными чипами для покупки вещей и предметов гигиены. Все это не позволяет в полной мере удовлетворить потребности человека, потому что власти не смогут заранее определить, сколько тех или иных вещей нужно семье или отдельному человеку. В других странах пакет некоторых продуктов и предметов гигиены выдается сразу, что, по мнению практикующих врачей, нецелесообразно. Лишь немногие власти реализуют это право беженцев посредством материальных выплат.
Право на своевременное оказание медицинских услуг также является одним из важнейших прав и свобод любого человека. Но на практике, как выясняется, он реализуется не в полной мере. В соответствии с Законом о гуманитарной помощи беженцам лекарства и помощь предоставляются только в случае «острых заболеваний», что на практике является существенным ограничением. Именно из-за этого многим беженцам отказывают в лекарствах, очках, костылях и других вспомогательных средствах и препаратах.
Критерии разграничения статусов
Сходства и различия между беженцами и внутренне перемещенными лицами заключаются в следующих критериях:
- Порядок приема. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как для дальнейшего изменения своего статуса им необходимо, в том числе, получить российское гражданство. Поселенцы (граждане России) проходят более простую процедуру подтверждения своего правового статуса.
- Гражданство. Родиной мигранта является Российская Федерация, а для беженца родиной является иностранное государство.
- Срок приобретаемого статуса. Продолжительность правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев сильно различается. Беженцы имеют право на получение своего статуса бессрочно при своевременном прохождении или перерегистрации каждые 18 месяцев. Поселенцам статус предоставляется на пять лет и может быть продлен путем подачи заявления и повторного прохождения всех регистрационных процедур.
- Документация. Чаще всего от иностранных граждан требуется предъявить в основном паспорт, а от граждан России – большое количество дополнительных документов и сведений.
- Социальное обеспечение. В разных регионах дополнительная социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, определяется по-разному, хотя общий объем и категории помощи для обеих групп сходятся.
Правовой статус беженцев
Нормативно-правовой акт – Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1
В соответствии с Законом № 4528-И признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. Уже на этом основании становится понятно, что права и обязанности беженцев и внутренне перемещенных лиц различны хотя бы по той причине, что право на получение такого статуса имеет только иностранец (гражданин другой страны или лицо без гражданства), а мигрантом является только гражданин РФ.
Этот статус может получить иностранец, у которого есть обоснованные опасения подвергнуться преследованию на основании:
- бегать;
- полагать;
- гражданство;
- национальность;
- принадлежность к определенной социальной группе;
- политические взгляды.
Самые простые способы получения российского гражданства: Видео
Типичные ошибки
Ошибка: Беженец, которому официально присвоен правильный статус, отказывается сдать документы в отдел ГУВД МВД.
Комментарий: По закону документы беженца должны храниться в отделе ГУВД МВД. Удостоверением личности беженца на территории Российской Федерации будет являться удостоверение беженца, выдаваемое после присвоения статуса.
Ошибка: Беженец вот-вот встанет в очередь на получение государственного жилья в России.
Комментарий: Только внутренне перемещенные лица имеют право стоять в очереди на выделение муниципального жилья жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Отличие беженца от вынужденного переселенца – набор документов
Для того, чтобы заявление о предоставлении соответствующего статуса было принято к рассмотрению, беженцу и вынужденному переселенцу необходимо предоставить различный по составу пакет документов:
Документы для беженцев | Документы для иммигрантов |
Достаточно предъявить удостоверение личности. Если по разным причинам при вас нет документов, информация фиксируется со слов беженца, после чего сотрудник ГУВД МВД направляет запросы в компетентные органы для установления личности. | Поскольку мигрант является гражданином России, он должен предоставить широкий перечень бумаг:
|
Закон «О вынужденных переселенцах»
Здесь есть некоторые отличия. Вынужденный переселенец должен в конечном итоге получить гражданство Российской Федерации. Стоит разобраться в терминологии. Это гражданин, покинувший пределы своей страны в связи с тем, что против него или членов его семьи были направлены насильственные действия. Сюда же относятся репрессии в менее жестких формах.
Далее стоит узнать, кто официально является вынужденным переселенцем:
- Это лицо с гражданством Российской Федерации, покинувшее пределы своей страны и пересекшее границу в Россию.
- Это гражданин Российской Федерации, который в силу описанных выше признаков покинул пределы населенного пункта в своей стране и продолжил жить в другом месте на территории России.
Не каждый может стать вынужденным переселенцем. Есть ограничения:
- Невозможно стать вынужденным переселенцем, если ты совершил тяжкое преступление. Здесь нужно ориентироваться на законы РФ.
- Необходимо вовремя обратиться в соответствующие органы с запросом. Если вы приехали в Россию, прожили там год, не признали себя вынужденным переселенцем, а потом решили это сделать, получить такой статус будет невозможно.
- Если вы потеряли статус беженца, вы должны обратиться с соответствующим заявлением через один месяц. Это актуально в случае получения гражданства РФ.
- Вы также не сможете получить этот статус, если вы покинули родную страну по экономическим причинам.
Права беженцев
Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, нуждающимися в защите от притеснений.
Таким образом, для государственной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:
- помощь в перемещении и транспортировке багажа;
- право пользоваться услугами переводчика для ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
- единовременная выплата беженцу и каждому члену его семьи в размере ста рублей и более;
- направление к местам временного расселения или проживания;
- помощь в получении лекарств и квалифицированной медицинской помощи;
- предлагать необходимые продукты и услуги общего характера;
- направление в центры временного размещения для обучения;
- право прекратить статус и отозвать заявку.
Права переселенцев
Права внутренне перемещенных лиц и беженцев во многом схожи. Права мигрантов следующие:
- единовременная выплата вынужденному переселенцу в размере ста рублей и более;
- направление к местам временного поселения;
- помощь в перемещении и транспортировке багажа;
- обеспечивать необходимыми продуктами на период пребывания в месте временного поселения;
- помощь в получении лекарств и квалифицированной медицинской помощи.
Место жительства вынужденных переселенцев, а также беженцев определяется Федеральной миграционной службой с учетом пожелания гражданина, указанного в соответствующем заявлении.
Читайте также: РВП для украинцев в 2023 году: необходимые документы, как получить без квоты
Общее у обеих категорий
Несмотря на ряд весьма существенных отличий, у этих категорий скрывающихся от преследования лиц больше общего.
- Так что и беженцы, и внутренне перемещенные лица в Российской Федерации – это люди, которые вынуждены покинуть место своего проживания по независящим от них причинам.
- Все они обязаны пройти процедуру официального признания, которая в обоих случаях занимает до 3 месяцев.
- Для получения этих статусов используются практически идентичные основания, состоящие из угрозы жизни и преследований по расовому, национальному, религиозному и другим признакам.
- Аналогичные основания для отказа в статусе.
- Практически одинаковый объем прав предоставляется обеим категориям субъектов в плане социального обеспечения: каждому может быть предоставлено жилье для временного поселения, помощь в проезде и перевозке багажа, питание, инструменты и другие услуги, необходимые для нормальной жизни.
Отличие беженца от вынужденного переселенца — срок действия статуса
Еще одно отличие статуса беженца от вынужденного переселенца заключается в сроке предоставления статуса:
Срок действия статуса беженца | Срок действия статуса переселенца |
Статус предоставляется бессрочно, перерегистрация обязательна каждые 1,5 года. | Сертификат статуса действителен в течение 5 лет. При наличии оснований для продления статуса он может продлеваться неограниченное количество раз. |
Обязанности переселенцев и беженцев
Это очень важный момент. Правовой статус внутренне перемещенных лиц и беженцев вместе с их правами определяет их обязанности.
К ним относятся:
- Соблюдение российского законодательства на федеральном уровне, на профессиональном уровне и в органах местного самоуправления.
- Пройти обязательное медицинское освидетельствование в объеме, порядке и в сроки, установленные действующим законодательством страны.
- Соблюдение правил и норм проживания в пунктах временного расселения, а также норм санитарии и гигиены.
- Предоставлять представителям миграционной службы достоверные сведения о себе и своих родственниках, которые необходимо знать уполномоченным органам и лицам для принятия соответствующего решения о предоставлении запрашиваемого статуса или об отказе в нем.
Процедура оформления
Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца со своими правами в соответствии с Конвенцией необходимо направить письменное заявление в орган, уполномоченный рассматривать такие вопросы. Со стороны государства такими вопросами занимается территориальный отдел миграционной службы.
Для того, чтобы миграционная служба приняла заявление от заявителя, резидент должен представить следующие документы:
- заявление (ходатайство);
- документ, удостоверяющий личность (паспорт или другой эквивалентный документ, например, удостоверение);
- свидетельство о рождении;
- свидетельство о браке (если жена мигрирует с гражданином);
- свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
- фотографии (две штуки).
Если по объективным причинам гражданин не может сам представлять свои интересы, необходимо также представить бумаги, подтверждающие полномочия представителя.
На основании всех представленных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему справку.
Отличие беженца от вынужденного переселенца — материальная помощь
Важно! И внутренне перемещенные лица, и беженцы имеют право на единовременную материальную помощь в размере 100 рублей на человека или 150 рублей, если семья малообеспеченная, есть пенсионер или ребенок.
Беженцы, как и иностранные граждане, и мигранты, как и россияне, имеют право на получение пенсий, пособий и различных других социальных выплат (по потере кормильца, по инвалидности).
Понятие “вынужденные переселенцы”
Закон «О вынужденных переселенцах» устанавливает понятие для этой категории населения. Согласно нормативному акту, мигрантом является лицо, покинувшее место жительства в стране за пределами Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации в связи с совершенным в отношении него преступлением либо действиями, имеющими признаки насильственного характера, а также в связи с реальной угрозой предполагаемого совершения преступления или насилия в результате возникновения условий:
- расовые, этнические или национальные обстоятельства;
- религия или родной язык;
- отношение к определенной группе населения;
- политические позиции.
Кроме того, закон устанавливает следующие определения, исходя из правового статуса вынужденного переселенца:
- мигрантом может быть гражданин страны, не входящей в состав Российской Федерации, либо лицо без гражданства, имеющее место жительства на территории Российской Федерации в силу указанных выше условий;
- мигрантом может быть гражданин бывшего СССР, имеющий место жительства в одной из бывших республик и признанный на определенный срок беженцем, а впоследствии утративший признаки этого статуса в Российской Федерации на основании приобретение гражданства Российской Федерации при наличии обстоятельств, когда лицо в период действия статуса беженца не могло найти место жительства и определенные условия жизни на территории Российской Федерации.
Кто признается вынужденным переселенцем на территории России
Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин России, вынужденный покинуть свое постоянное место жительства (из субъекта Российской Федерации или из-за рубежа – главное, чтобы переезд был совершен на территорию Российской Федерации) в связи с преследованием, насильственным действует на расовой, религиозной, языковой, этнической, национальной почве.
Для получения справки о присвоении статуса вынужденного переселенца гражданин также должен обратиться в МВД, подать необходимые документы и ходатайство. Если просьба будет удовлетворена, лицо сможет воспользоваться правами и гарантиями, установленными для вынужденных переселенцев в России.
Правовое положение вынужденных переселенцев
Правовой статус вынужденных переселенцев в Российской Федерации приравнивается к гражданам страны, в составе которой эти мигранты составляют большинство. Но при этом они наделены некоторыми другими привилегиями:
- Предоставить жилье. Вне зависимости от того, являлся ли ВП собственником имущества в прежней резиденции, он имеет право на выделение жилой площади. Сначала он может быть размещен в одном из пунктов временного размещения, а затем, после получения мигрантом подтверждения места жительства, в отдельной комнате. Площадь этой комнаты рассчитывается исходя из количества членов семьи: 33 квадратных метра на одного человека, 42 на двоих и 18 метров на каждого, если в семье три и более человека.
- Службы перевода. Если вице-президент является этническим иностранцем и не владеет русским языком, переводчик будет предоставлен бесплатно для оформления всех документов и других необходимых действий.
- Компенсация затрат. Все командировочные расходы, командировочные расходы и провоз багажа, понесенные во время поездки, компенсируются внутренне перемещенным лицам в соответствии с представленными документами.
- Медицинское обслуживание. Медицинские услуги, включая лекарства, процедуры и манипуляции, входят в число прав ВПЛ. Все эти услуги предоставляются бесплатно без страховки. Для лиц аналогичного статуса также предлагаются различные программы по оздоровлению детей и реабилитации инвалидов.
- Денежная компенсация. Для вынужденных переселенцев в государственном бюджете рассчитан резерв, позволяющий получать единовременную социальную выплату на каждого члена семьи. Иные льготы начисляются в соответствии с общими правилами, применимыми к гражданам Российской Федерации.
- Социальная защита. Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев обеспечивает им полную социальную защиту государства. Граждане-мигранты также могут найти работу без предварительного получения разрешения на работу.
У внутренне перемещенных лиц есть не только права, но и обязанности. Статус охраняемых государством лиц накладывает на них определенную ответственность. Наименьшее из всех существующих требований — соблюдение правил, установленных в центрах временного проживания, а самое главное — соблюдение законов Российской Федерации.
Конкретные обязанности включают:
- Расширение статуса. Свидетельство о проживании, выданное на пять лет, не означает, что вице-президент не должен отчитываться в миграционную службу в течение этого времени. По истечении установленного законом срока этот статус необходимо продлевать ежегодно, иначе есть риск его потерять.
- Отчет о проживании. Фактическое место жительства мигранта регистрируется в ФМС. Если он решит его изменить, то должен немедленно уведомить об этом отдел обслуживания в новом населенном пункте или регионе.
Уточнение требуется для населенных пунктов, предназначенных для временного отселения. Не все из них подходят для этого — есть отдельный список регионов, готовых принять переселенцев и предоставить им жилье. Таким образом, внутренне перемещенные лица могут только выбирать из списка рекомендованных городов и поселков, а не решать самостоятельно, где поселиться.
Останавливать выбор можно только руководствуясь описанными характеристиками перечисленных населенных пунктов и непосредственно условиями проживания. Информацию об этом мигрантам должны предоставить представители миграционной службы.